Вопросы лицензирования и сертификации

загрузка...

Регулирование деятельности специалистов в сфере охраны психического здоровья за последнее десятилетие приобрела особое значение. Этим непосредственно занимаются профессиональные организации и советы по лицензированию и сертификации. В таких отраслях, как психиатрия, психология, консультирование и социальная работа, соответствующими профессиональными организациями установлены стандарты для аккредитации программ профессиональной подготовки. Выпускники, успешно окончившие курс обучения в соответствии с утвержденной программой по той или иной дисциплине, допускаются к экзаменам или получают возможность ходатайствовать о членстве в профессиональной организации.

С помощью лицензирования и сертификации государственные органы удостоверяются в том, что уровень профессиональной подготовки специалиста отвечает определенным стандартам. Только при наличии лицензии специалист может работать самостоятельно. При отсутствии лицензии специалист не получает права на определенный профессиональный статус, например, психолога или врача. Энгельберт и Хиберт (Engelbert & Hiebert, 1982) отмечают, что механизм сертификации налагает более мягкие ограничения. Отсутствие сертификата позволяет практиковать, но не дает звания специалиста в данной области. Сертификат всего лишь удостоверяет тот факт, что специалист отвечает определенным профессиональным стандартам.

Другие работники сферы охраны психического здоровья имеют право проводить супружескую и семейную психотерапию только в том случае, если это предусмотрено их лицензией. Лицензионное законодательство для супружеских и семейных психотерапевтов также предусматривает определенные привилегии для других работников сферы охраны психического здоровья (например, социальных работников и психологов), опытных психотерапевтов, а также упрощенную схему получения лицензии супружеского и семейного психотерапевта для специалистов некоторых других профессий.

Получить официальные документы о присвоении квалификации семейного психотерапевта можно двумя путями. Во-первых, можно получить ученую степень по одной из традиционных дисциплин, таких как клиническая психология, консультирование, пасторское консультирование, экспрессивная психотерапия (expressive therapies), социальная работа или психиатрия. В любом случае, после окончания соответствующего учебного курса или получения ученой степени практикант должен выполнить специальную курсовую работу в соответствии со следующими учебными требованиями ассоциации AAMFT (AAMFT, 1997):

— Развитие человека (не менее 3 курсов). Развитие человека, теория личности, человеческая сексуальность и психопатология – патология поведения.

— Исследования, посвященные браку и семье (не менее 3 курсов). Развитие семьи; семейные системы; супружеские, сиблинговые, тендерные и культурные аспекты функционирования семьи.

— Супружеская и семейная психотерапия (не менее 3 курсов). Основные подходы к супружескому и семейному психотерапевтическому вмешательству. Системная, неопсихоаналитическая (объектные отношения), коммуникационная, поведенческая, структурная психотерапия и системная секстерапия.

загрузка...

— Проведение исследований (не менее 1 курса). Проект исследования, методология, статистика и исследования в сфере супружеской и семейной психотерапии. Профессиональные исследования (не менее 1 курса). Этика и семейное законодательство.

— Практика (не менее 1 года, или 300 часов непосредственной работы с клиентами, парами и семьями, под руководством супервизора). Кандидаты в члены AAMFT, не прошедшие клинической практики, могут указать в качестве таковой первые 300 часов работы с клиентами под руководством назначенного или утвержденного ассоциацией AAMFT супервизора.

Кроме того, кандидат должен пройти клиническую практику, во время которой он, в течение определенного периода, проводит семейную психотерапию под руководством опытного семейного психотерапевта. По завершении курса обучения кандидат может обратиться с просьбой о принятии его действительным членом в Американскую Ассоциацию супружеской и семейной психотерапии.

Второй способ получения официальных документов, дающих право считаться квалифицированным психотерапевтом, – пройти курс усовершенствования в центре клинической подготовки для выпускников высших учебных заведений. Обучающийся должен удостовериться в том, что программа курса действительно соответствует учебным стандартам AAMFT. По окончании необходимо будет пройти клиническую практику под руководством супервизора.

В 1981 г. по указанию Департамента образования США была создана специальная Комиссия по аккредитации образовательных услуг в сфере супружеской и семейной психотерапии (Commission on Accreditation for Marriage and Family Therapy Education). Эта Комиссия занимается аккредитацией программ для получения профессионального звания (degree programs) и центров клинической подготовки и усовершенствования для выпускников высших учебных заведений (postdegree clinical training centers) в сфере супружеской и семейной психотерапии. Стандарты для аккредитации опубликованы в специальном Руководстве.

Нет единого мнения о том, какие именно документы должны удостоверять право специалиста заниматься супружеской и семейной психотерапией. Представители традиционных профессий – психиатры и психологи – считают, что супружеская и семейная психотерапия не является самостоятельной дисциплиной, а представляет собой лишь одну из отраслей психотерапии, которой они занимаются (Levant, 1984). Психологи и психиатры, как правило, являются противниками процедуры аккредитации и не признают авторитета ассоциации AAMFT. В свою очередь, супружеские и семейные психотерапевты полагают, что семейная психотерапия представляет собой отдельную дисциплину с собственной теоретической базой. Кроме того, они считают, что профессиональная подготовка психиатров и психологов не удовлетворяет учебным стандартам в сфере супружеской и семейной психотерапии. Таким образом, специалисты в области охраны психического здоровья, которые хотят получить право на практическую работу, должны пройти общепринятый курс обучения и получить лицензию и сертификат как семейные психотерапевты (Levant, 1984).

Основной проблемой, которая обсуждается в связи с лицензированием и сертификацией, является возможность оплаты услуг специалиста третьей стороной (например, страховой компанией). Обсуждению этого вопроса уделяется много внимания на страницах профессиональных журналов и на конференциях. Услуги специалистов-медиков традиционно оплачиваются третьей стороной, а вот специалисты без медицинского образования иногда испытывают затруднения. Профессиональная ассоциация психотерапевтов штата Массачусетс (Commonwealth of Massachusetts) недавно приняло кодекс семейного вмешательства, согласно которому услуги лицензированных психологов, занимающихся психотерапией, могут оплачиваться третьей стороной. Окун и Раппопорт (Okun & Rappaport, 1980) отмечают, что супружеское и семейное функционирование является составной частью психического здоровья, поэтому вмешательство в этой сфере подразумевает участие многих специалистов, услуги которых должны быть соответствующим образом оплачены, в том числе страховыми компаниями.

загрузка...

Таким образом, вопрос о том, следует ли лицензировать семейных психотерапевтов, непосредственно связан с проблемами получения страховых отчислений. Речь идет не только о том, кого можно считать квалифицированным семейным психотерапевтом. К сожалению, если в ближайшее время эти проблемы, по-видимому, разрешить не удастся, поэтому соперничество представителей разных профессий в сфере охраны психического здоровья будет продолжаться.

Share