Младший школьный возраст (6-12 лет)
Ребенок начинает учиться в школе: его умственное развитие уже достигло определенного уровня, он готов воспринимать новые области знаний. В школе у ребенка появляются новые товарищи, он учится ладить с ними. Ребенок ощущает потребность в испытаниях, выполнении заданий, достижении успеха, обретает веру в свои способности и возможности прилагать усилия и трудиться. Физическое развитие тоже продолжается, хотя и не так быстро, как раньше, вплоть до пубертатного возраста (10-11 лет — у девочек, 11-12 лет — у мальчиков), который возвещает о наступлении нового периода стремительных изменений.
В эти годы разница между девочками и мальчиками становится более заметной: девочки первыми достигают пубертатного возраста, обгоняют мальчиков по весо-ростовым показателям, но вскоре ситуация меняется на прямо противоположную : мальчики начинают опережать девочек в росте.
6-7 лет
Ребенок охотно участвует во многих видах деятельности и находит себе занятия.
Ему нравится рисовать карандашами и красками.
Возможно выпадение первых зубов.
Зрение становится острым, как у взрослого.
Ребенок шлифует навыки, совершенствует их.
Он умеет прыгать через скакалку
Катается на велосипеде.
8-9 лет
Движется более плавно , выполняет достаточно сложные действия руками.
Прыгает вверх и в длину, играет в прятки.
Одевается и умывается без посторонней помощи.
Умеет пользоваться инструментами (например, молотком, отверткой).
10-12 лет
Вырастают постоянные зубы.
Ребенок с удовольствием рисует, мастерит, занимается рукоделием.
Хорошо читает.
Физическое развитие
За этот период дети вырастают в среднем на 6 см и прибавляют в весе на 2-3 кг в год.
Продолжают развиваться нервная и костно-мышечная системы, а вместе с ними и двигательные функции.
Ребенок успешнее управляет обособленными действиями различных частей тела.
Подтверждается доминирование одной руки, глаза и ноги, впервые проявившееся в 3-летнем возрасте.
Примерно в 8 лет половые различия становятся более заметными и относятся не только к наружным половым органам.
Психическое и умственное развитие
Начиная с 6-7 лет. Ребенок имеет представление о цифрах и числах, отличает день от ночи, правую руку от левой, умеет рисовать сложные фигуры. Знает, как определить время по часам. Умеет выполнять инструкции, состоящие из 3 отдельных пунктов. Умеет давать описание предметов и объяснять их назначение. Читает книги и другие печатные материалы, соответствующие возрасту.
Начиная с 8-9 лет. Ребенок умеет вести обратный счет, больше читает. Имеет пред ставление о частях целого и пространстве . Может перечислить дни недели и месяцы по порядку , понимает , что такое дата . Рисует карандашами и красками , любит что — нибудь коллекционировать .
Начиная с 10-12 лет. Пишет сказки или рассказы, любит писать письма, хорошо читает. С удовольствием говорит по телефону.
Сенсомоторное развитие
Начиная с 6-7 лет. Участвует в различной деятельности и находит, чем себя занять. Ребенку нравится рисовать карандашами и красками. Его зрение уже развито, как зрение взрослого человека. Ребенок приобретает