Нарушения сна у детей
С возрастом режим сна у детей меняется, постепенно они понимают, что днем надо бодрствовать, а ночью — спать. Многие дети усваивают это правило самостоятельно, некоторым требуется помощь родителей.
Фазы сна
Сон — физиологическое состояние, при котором организм и мозг продолжают функционировать, но не так, как в состоянии бодрствования, — сердечный ритм, кровяное давление, частота дыхания, температура тела и пр. снижаются. По мере роста ребенка меняется и режим его сна и бодрствования; в подростковом возрасте он приближен к режиму взрослого человека.
Принято различать 2 фазы сна: сон с быстрым движением глаз (БДГ), или быстрый сон, и все остальное время сна. Каждая фаза имеет свои характеристики.
Вторую фазу обычно делят на 4 стадии в зависимости от степени погружения в сон. Начальная точка соответствует нулю или бодрствованию.
Первая стадия: человек чувствует сонливость и начинает дремать.
Ночной сон, как правило, составляют повторяющиеся 90-110-минутные циклы быстрого и обычного сна. Почти 80% цикла занимают 4 стадии обычного сна, который постепенно становится все глубже. Во время этих стадий наш метаболизм и жизненные функции постепенно замедляются. И наоборот, быстрый сон характеризуется усилением деятельности мозга. Около 90% людей, разбуженных во время сна с быстрым движением глаз, говорят, что они видели сны. Чем позднее время, тем продолжительнее периоды быстрого сна.
Вторая стадия: это более глубокий сон с наибольшей продолжительностью. Третья стадия: сон все еще глубок, трудно разбудить человека на этой стадии сна. Четвертая стадия: самый глубокий сон. Чтобы пробудить человека в таком состоянии, потребуется несколько минут. Быстрый сон (БДГ). Для единственной стадии этого сна характерны быстрые движения глаз из стороны в сторону. Обычно она наступает между первой и второй стадиями остального времени сна.
Во сне мы не можем управлять мышцами рук, ног, лица и туловища, но дыхательная, кишечная, сердечная и общая мышечная активность сохраняются. Память тоже продолжает работать, поэтому мы запоминаем свои сны.
Изменение режима сна в младенческом возрасте
В первый месяц жизни дневные и ночные циклы сна и бодрствования очень похожи. На второй месяц сон становится более глубоким и продолжительным по ночам.
В возрасте 1 года ребенок обычно спит 12-14 часов в сутки, в том числе 2 раза днем.
В возрасте 12-18 месяцев ребенок постепенно отказывается от одного дневного сна, но после обеда может продолжать спать до 4-летнего возраста.
В возрасте 4-12 лет режим сна ребенка постепенно приобретает сходство с режимом сна взрослого человека: он спит в среднем 10 часов в сутки, причем только ночью. Некоторые исследователи замечают изменение режима сна у подростков: дневную сонливость, которой предшествует дневная активность и бодрствование до поздней ночи по выходным дням. Важно, чтобы подростки высыпались, но помните: выспаться впрок невозможно. Чем дольше спишь днем, тем труднее заснуть вечером.
Проблемы сна у детей
Нежелание ложиться спать. Дети придумывают всевозможные предлоги, пытаются манипулировать родителями, лишь бы оттянуть момент укладывания в постель. Многие просят родителей побыть с ними подольше, пока они не уснут, или укладываются спать в родительской постели.
Режим сна ребенка определяет небольшая группа клеток мозга, действующих подобно часам. Эти внутренние часы можно стимулировать с помощью распорядка дня и привычек, связанных со сном. Распорядок устанавливают родители, а ребенок постепенно приспосабливается к новому режиму сна. В 70% случаев внутренние часы ребенка адаптируются к этому режиму идеально, им хватает лишь небольшой помощи; в оставшихся 30% случаев требуется активная поддержка.
У детей появляются целые ритуалы — с просьбами принести воды, поцеловать на ночь и т. д.
Во всех этих случаях ребенок пытается привлечь внимание и завладеть ситуацией, он манипулирует окружающими. Это поведенческая проблема, относиться к ней надо соответственно.
Ночные пробуждения. Они могут быть следствием нежелания укладываться спать. Обычно предлогом бывает страх, но главная цель ребенка — лечь спать вместе с родителями или увести одного из них в свою постель. В этих случаях ребенок тоже добивается внимания и манипулирует родителями в своих целях. Мы снова имеем дело с функциональным нарушением. Ночные страхи. Этот термин относится к повторяющимся эпизодам внезапных пробуждений во время первой трети основного периода сна (на 3-4-й стадиях сна), зачастую в панике или со слезами. Каждый эпизод связан с сильным беспокойством и такими физическими проявлениями, как тахикардия, одышка, потливость. Обычно ребенок бессвязно отвечает на вопросы, выглядит растерянным и сбитым с толку, делает стереотипные движения, например цепляется за подушку. Если он засыпает прежде, чем удается снять дистресс , скорее всего, на следующий день ребенок ничего не будет помнить. В большинстве случаев это нарушение оказывается безвредным и проходящим без лечения. Но если улучшений не наблюдается, может потребоваться нейрофизиологическое обследование.
Ночные кошмары. Они вызывают ночные приступы паники. Ребенок просыпается с плачем или криком, но его можно расспросить, в чем дело, и успокоить.
Лунатизм. Ребенок выбирается из постели и, не просыпаясь, расхаживает по комнате или по всему дому. Такие явления считаются нарушением ритма сна, вызванным незрелостью механизмов, отвечающих за расслабление и неподвижность. Можно сделать ребенку непрерывную энцефалограмму во время сна, чтобы изучить проявления лунатизма. Если эпизоды лунатизма повторяются изредка и ребенок не причиняет себе вреда, в лечении он не нуждается и обычно сам перестает ходить во сне. Если проблема усугубляется, может понадобиться прием таких препаратов, как карбамазепин (одна доза перед сном).
Нарколепсия, одна из разновидностей гиперсомнии (патологической сонливости), — внезапный сон в дневное время, либо однократный, либо возобновляющийся. Обычно сопровождается резкой потерей мышечного тонуса (катаплексией ), галлюцинациями, параличом (невозможностью проснуться, при которой сохраняется только дыхание). Энцефалограмма показывает, что приступы нарколепсии случаются на стадии быстрого сна.
Родителям необходимо знать, как приучить ребенка к правильному сну. Эта задача требует больших запасов терпения. Родители должны обсудить стратегию поведения, чтобы не допустить развития вредных привычек, нарушающих распорядок. Их задача — добиться, чтобы ребенок засыпал сам, в своей кровати, с выключенным светом. Родители не должны спешить к ребенку, чтобы помочь ему уснуть снова.
Бессонница. Трудности при засыпании или пробуждения среди ночи, после которых ребенок не в состоянии снова уснуть, связаны с тревожными расстройствами и депрессивными состояниями. Бессонницу могут вызвать: аденоидные инфекции, при которых в положении лежа возникает ощущение удушья, а также некоторые противогриппозные препараты — теофиллин , эфедрин и бета-адренергетик . Бессонница может быть связана с анальгетиками, содержащими кофеин, и каплями в нос с псевдоэфедрином . Если перед сном ребенок сильно возбужден или в доме напряженная обстановка, ребенок допоздна смотрит телепередачи и фильмы, не подходящие по возрасту и т. п., ему не удастся быстро уснуть. Стресс, вызванный болезнью, госпитализацией, проблемами в школе, тоже может привести к бессоннице у детей. Если бессонница стойкая или возобновляющаяся, ребенку потребуется помощь профессионального психолога.
Гиперсомния . При этом нарушении ребенок спит днем. Иногда гиперсомнию связывают с бессонницей, зачастую она оказывается просто реакцией на изменение режима сна или апноэ. Гиперсомния может появиться при депрессии. Врач должен выяснить, не принимает ли ребенок препараты, вызывающие сонливость, — транквилизаторы, антигистаминные, противокаш-левые средства, лекарства от простуды, ципрогептадин и пр. Если гиперсомния стойкая или возобновляющаяся без явных причин, может потребоваться нейрофизиологическое обследование и непрерывная энцефалограмма во время сна.
Приобретение привычек, связанных со сном
Исследования показали, что 35% детей в возрасте до 5 лет страдают нарушениями сна, из которых только 2% вызваны психологическими проблемами, требующими лечения. Оставшиеся 98% случаев — вредные привычки, связанные со сном.
Процесс обучения сну начинается сразу после рождения ребенка,
несмотря на то что регулировать сон он начнет только на третий месяц жизни. Очень важно сразу реагировать на ночной плач, приучать ребенка спать в кроватке, а не у вас на руках, и с выключенным светом. Засыпая на руках, ребенок рассчитывает оказаться там же, когда проснется, а увидев себя в кроватке, теряется и пугается.
Еда не должна ассоциироваться
у младенца со сном. Поэтому очень важно во время кормления отвлекать ребенка от сна светом, музыкой, другими раздражителями.
Полезно класть в кроватку предметы, с которыми ребенок привыкнет ассоциировать сон, — мягкие игрушки, одеяла, и пр.
Как и во время любой учебы, важно установить режим: после купания следует ужин, а за ним — сон.
Рекомендуется укладывать ребенка в постель каждый вечер в одно и то же время — в 20-21 час, чтобы он мог подготовиться ко сну.
Полезно ввести успокаивающий ритуал отхода ко сну — например, чтение сказок или произнесение молитвы.
Важно объяснять даже совсем маленькому ребенку, что родители учат его правильно спать, поэтому он не должен проситься к ним в постель или откладывать время отхода ко сну.
Ребенок должен засыпать сам, в отсутствие родителей в спальне.
Если ребенок плачет, можно заходить или заглядывать к нему (выждав 5 минут), чтобы успокоить, немного поговорить, но не приказывать успокоиться или спать. Ребенок должен понять, что его не бросили.