Оценка качества подготовки в сфере семейной психотерапии

загрузка...

К сожалению, до настоящего времени нет определенного мнения о результативности различных методов обучения. Не существует данных в пользу эффективности какой-либо программы подготовки в сфере семейной психотерапии (Kniskern & Gur-man, 1979), хотя в последнее время все чаще раздаются призывы провести сравнительное изучение эффективности различных программ (Avis & Sprenkle, 1990; Figley & Nelson, 1990). Некоторые авторы (Kniskern & Gurman, 1979) предлагают не задаваться общим вопросом типа Какова эффективность обучения семейной психотерапии?, а попытаться оценить сравнительную эффективность того или иного метода обучения. Авторы предлагают ответить для этого на следующие вопросы (р. 90):

В плане отбора практикантов имеют значение такие вопросы:

Какая профессиональная подготовка облегчает обучение семейной психотерапии?

Имеются ли виды профессиональной подготовки, которые бы затрудняли обучение семейной психотерапии?

Какие личностные особенности связаны с успешным обучением, различаются ли они в зависимости от осваиваемого теоретического подхода?

Какое влияние оказывает этап развития самого обучающегося (то есть, наличие или отсутствие у него супруга) на успехи в обучении?

Можно ли прогнозировать успешность обучения, не проводя личного собеседования? На основании каких критериев?

Имеет ли смысл учитывать терапевтическое поведение кандидатов при отборе для участия в программе обучения?

С позиций дидактического метода обучения интересны следующие вопросы:

Стоит ли знакомить обучающихся с различными точками зрения или следует ограничиться одной?

Способствует ли чтение литературы о семье изучению семейной психотерапии?

Когда лучше изучать литературу, непосредственно перед, после или во время семейной психотерапевтической практики?

Способствует или препятствует развитию профессиональных навыков живое наблюдение за работой опытных психотерапевтов?

загрузка...

По отношению к супервизии:

В каких случаях имеет смысл использовать видео- и аудиозаписи? Когда их использовать не рекомендуется?

Каковы очевидные преимущества и недостатки супервизии в форме котерапии?

Каковы явные сильные и слабые стороны супервизии, ориентированной на проблему и ориентированной на психотерапевта?

Во всех ли случаях следует проводить супервизию?

Какое воздействие оказывают на разных обучающихся различные формы супервизии?

В связи с методами, основанными на личном опыте, можно задаться такими вопросами:

Какие специфические терапевтические изменения возникают в зависимости от типа личной психотерапии обучающегося?

В случае проведения личной психотерапии, каковы ее положительные и отрицательные последствия?

На каком этапе обучения семейной психотерапии личный опыт наиболее ценен, а на каком этапе он, возможно, наносит вред?

Действительно ли работа с собственной родительской семьей методом семейных генограмм в большей степени способствует когнитивным (мировоззренческим) изменениям, а не эмоциональным?

В том случае, если работа с собственной родительской семьей является основным методом обучения, влияет ли это на результативность клинической работы такого психотерапевта с семьями клиентов?

Действительно ли методы типа разыгрывания ролей способствуют развитию технических навыков, а не просто помогают психотерапевтам-новичкам справиться с неуверенностью в собственных силах?

При реализации программ обучения в сфере семейной психотерапии необходимо оценивать: 1) приобретенные практикантом знания, 2) уровень развития профессиональных навыков, которые практикант демонстрирует при проведении психотерапии, а также 3) способность обучающегося вызвать у клиентов в ходе психотерапии желаемые изменения. Полученные знания можно оценить при помощи несложных тестов, непосредственно перед и после обучения. Развитие профессиональных навыков измеряется при шкалировании или заполнении наблюдателем, супервизором и самим обучающимся специальных опросников. Эффективность психотерапии оценивается с помощью самоотчета семьи непосредственно перед вмешательством и после него. Кроме того, можно оценить изменения когнитивного стиля семьи, ее функционирования и паттернов коммуникации благодаря видеозаписям.

загрузка...

В одном из исследований (Hines, 1996) принимали участие 205 выпускников, закончивших обучение в соответствии с программами по супружеской и семейной психотерапии и получивших ученую степень. Все эти программы были аккредитованы Комиссией по аккредитации образовательных услуг в сфере супружеской и семейной психотерапии. Выпускники оценили как высокую свою подготовленность к работе в сфере супружеской и семейной психотерапии, а также индивидуальной психотерапии для взрослых, и как низкую свою подготовленность к проведению индивидуальной психотерапии детей, психологической оценки отдельных индивидов и диагностики. Кроме того, выпускники заявили о желательности более интенсивной подготовки для работы с проблемами алкоголизма, злоупотребления психоактивными веществами, сексуального насилия и жестокого обращения с членами семьи. Автор предлагает уделять больше внимания потенциальным сферам приложения усилий будущих выпускников (то есть желательно, чтобы программы обучения супружеской и семейной психотерапии делали больший акцент на специфических аспектах работы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике) (Hines, 1996, р. 193). Качество обучения семейной психотерапии определяется прежде всего его связью с практикой.

Share