Привязанность к родителям и учеба

загрузка...

Учеба детей — такой же масштабный вопрос, как сама жизнь. Обязанность родителей — заложить основы и установить рамки, которые определяют ход этого бесконечного процесса. Магических формул и тайных рецептов не существует: каждый ребенок становится для родителей новым и серьезным испытанием.

Большое приключение

Обучение ребенка — настоящее приключение. В большинстве случае эта задача предпринимается с конкретной целью: ради счастья ребенка. Но гарантированно верного пути к успеху не существует, и еще меньше вероятность найти рецепт, обеспечивающий мгновенный триумф. С процессом учебы связаны постоянные волнения, однако в этом есть и преимущества: волнения не дают родителям почивать на лаврах, катиться по наезженной колее и превращаться в рабов своих эгоистических потребностей и желаний.

Родителям приходится отдавать себя целиком — с первой до последней минуты каждого дня.

Как при образовании любых уз, успех и фиаско не бывают односторонними. Дети учатся у родителей, а родители, в свою очередь, — у детей. Помимо прочего, они узнают, что не все поддается контролю, что предвидеть некоторые черты характера и реакции невозможно, что необходимо поступаться личными интересами. Каждый ребенок — личность, которую с родителями связывают единственные и неповторимые узы, однако идеальных родителей или идеальных детей не существует. Именно поэтому любые отношения можно изменить к лучшему.

Родители, дети и общество

Обучение происходит не только при сознательной передаче знаний, но и в повседневной жизни. Путем наблюдений дети часто узнают больше, чем из официальных инструкций. Неосознанное поведение родителей становится для детей образцом для подражания, особенно в первые годы жизни. Так постепенно происходит формирование и становление личности, дети приобретают самосознание и самооценку. Следовательно, можно сказать, что развитие детей начинается с развития их родителей — с их биографии до рождения ребенка, с событий, которые произошли в их жизни еще до знакомства друг с другом. Все это означает, что любые достоинства и недостатки передаются из поколения в поколение и укореняются в семье.

Точно так же, хотя, возможно, в меньшей степени конкретные социальные и культурные особенности времени и места способствуют формированию ребенка как личности и предоставляют ему образцы для подражания. Самые незначительные события могут стать для ребенка точками отсчета, мерилами опыта и развития.

Залог хорошего обучения — прочные узы между родителям и детьми, на этом фундаменте можно строить отношения с остальными родственниками и с людьми в целом. От опыта отношений с близкими зависит социальная жизнь ребенка и его представления о себе.

Разница между заботой и гиперопекой

Родители инстинктивно стремятся оберегать детей. Их считают беспомощными и беззащитными, их обнимают, когда они плачут, оберегают от опасностей, говорят, что можно и что нельзя, утешают, когда им грустно и т. д. Родители постоянно беспокоятся о детях: даже когда малыши мирно спят, родители заходят проведать их, прислушиваются к дыханию, обрабатывают царапины и ссадины, когда дети падают и ушибаются, обращаются к врачу, если ребенку нездоровится. Это совершенно нормальное и ответственное поведение.

загрузка...

Но иногда нормальная бдительность перерастает в постоянную тревогу, которая побуждает родителей к гиперопеке . Потребности ребенка удовлетворяют ежеминутно: кормят, если он голоден, согревают, когда ему холодно, одевают, бдительно следят, чтобы ребенок не упал, умывают, купают и пр. Такие родители не могут спать, если ребенок грустит или болен, и не понимают, что ребенку тоже порой хочется побыть одному. В итоге ребенок вырастает избалованным, привыкшим считать себя главным в семье. Он не умеет преодолевать неудачи и негативные эмоции. От обязанностей он старается уклониться. Гиперопека со стороны родителей может объясняться разными причинами:

Возможно, они сами выросли в семье с гиперопекающими родителями и считают такое поведение естественным, потому что не знают другого.

Они помнят, как в детстве им недоставало внимания, хотят уберечь ребенка от такой же участи и перегибают палку, выполняя все его прихоти и ничего не требуя взамен.

Собственные травмы в раннем возрасте побуждают их опекать ребенка, чтобы избежать повторения той же ситуации.

Родители усыновили ребенка и опекают его, пытаясь компенсировать тот факт, что биологическими родителями они не являются.

Если ребенок поздний, родители играют роли добрых бабушки и дедушки, а не родителей, ответственных за учебу ребенка.

В семье только один ребенок, которому достается все внимание и время родителей.

Родители проводят много времени вдали от детей из-за работы или развода и пытаются возместить свое отсутствие, балуя детей.

Гиперопека может иметь для детей разные последствия:

От ребенка не ждут поведения, соответствующего возрасту.

Ему не дают брать на себя ответственность.

загрузка...

Ребенка не приучают к самостоятельности.

Share