Шестой месяц
Все дети разные, но в возрасте шести месяцев ребенок, как правило, уже умеет сидеть без помощи и пробует ползать. Познание окружающего мира имеет огромное значение для него, любой предмет привлекает внимание, служит игрушкой, вызывает желание схватить его и потащить в рот (или разорвать!). В этом возрасте дети демонстрируют смену настроений. Они все лучше чувствуют окружающую атмосферу и собственное тело, а ограниченная подвижность и невозможность схватить все, что ребенок видит вокруг, вызывает досаду, слезы, скандалы. Тем не менее ребенок становится все более общительным, спектр его реакции на раздражители пополняется.
В таком возрасте еще невозможно определить, левша ребенок или правша. Иногда он чаще пользуется только одной рукой, но все еще может перемениться.
Ребенок начинает разжимать пальцы, перестает постоянно сжимать их в кулаки.
Он может опираться на одну руку, а другой хватать игрушку, которая привлекла его внимание. Игрушку ребенок обычно тянет в рот и перекладывает из одной руки Он умеет переворачиваться из положения лежа на животе.
Ребенку нравится общаться с другими людьми, он немедленно идет на контакт со всеми, кто приветствует его ласковыми словами или улыбкой.
В этом возрасте ребенок начинает повторять длинные цепочки одинаковых слогов — например, дя-дя-дя-дя или гу-гу-гу , меняя интонацию и как будто напевая песню.
Слух становится острее, ребенок без труда находит источник звука, поворачивая голову в ту сторону, откуда он доносится.
С помощью органов чувств ребенок изучает все, что видит вокруг. Он слушает, наблюдает, касается, принюхивается, познавая большой мир.
Физическое развитие
Сначала ребенок передвигается ползком, следующий этап развития — передвижение на четвереньках.
Постепенно ребенок начинает все более уверенно управлять движениями головы.
Ребенок сидит самостоятельно или с небольшой поддержкой.
Он хватается за щеки, уши, очки человека, который держит его на руках.
Спит по ночам 8-10 часов.
Психическое и умственное развитие
Ребенок пристально рассматривает все предметы, с которыми играет.
Точными движениями выбирает именно тот предмет, который его заинтересовал.
Смена настроений обычно свидетельствует о привязанности или неприязни к кому-то из присутствующих.
Продолжает произносить слоги и гукает в процессе общения.
Обнаруживает, что у него есть голос, и развлекается, прислушиваясь к нему.
Сенсомоторное развитие
Держа предмет в одной руке, ребенок может схватить свободной рукой другой предмет и в то же время обратить внимание на третий.
Музыка успокаивает его, отвлекает от плача.
Ребенок играет со съедобными предметами (кусочками пищи), с энтузиазмом берет их руками.
Вертит и переворачивает предметы, двигая руками в запястьях. Обычно эти движения получаются довольно резкими.
Социальное развитие
Ребенку нравится играть и общаться с окружающими, но не со всеми; к незнакомцам он относится недоверчиво.
Он демонстрирует свои чувства (радость, недовольство) с помощью лепета и булькающих звуков.
Ребенок улыбается своему отражению в зеркале и играет с ним.
Бутылочка для кормления — причина порчи зубов
Если ребенку требуется бутылочка, чтобы уснуть, в нее следует наливать воду. Вода не вызывает кариес.
Кариес создает серьезный дискомфорт, причиняет боль и требует экстренных действий. Зубы ребенка следует оберегать еще до их появления. Осторожно чистите десны раз в день мягкой чистой марлей.
Начинайте приучать ребенка пить из стакана или чашки. Он будет привыкать пользоваться посудой и со временем отучится от бутылочки, из-за которой портятся зубы.
Приласкайте ребенка перед сном, уделите ему побольше внимания. Можно предложить ребенку обнять мягкую игрушку, чтобы успокоиться и мирно уснуть.
Разрешите ребенку есть самостоятельно
Процесс обучения ребенка есть самостоятельно требует времени, однако он имеет большое значение.
Повяжите ребенку нагрудник или разденьте его, оставив в одних памперсах Можно разложить на полу под стульчиком тряпку, чтобы было легче убирать за ребенком. Разрешите ребенку поиграть с едой — это привычный ему способ обучения и постижения мира. Но не оставляйте ребенка без присмотра, следите, чтобы он не поперхнулся и не поранился.
Возможно, во время еды ребенок будет играть с ложками или своими игрушками и даже бросаться ими. Не забывайте, что в этом возрасте дети постоянно играют.
Вы должны знать, что предпринять, если ребенок поперхнется.
Попробуйте дать ребенку немного фруктового сока, грудного молока или молочной смеси в чашке. Помогите взять чашку. Ребенку проще держать чашку с двумя ручками.
Больным детям и детям-инвалидам потребуется особая помощь. У них могут возникнуть физические трудности с пережевыванием или самостоятельным питанием, в некоторых случаях у них наблюдаются нарушения пищеварения. Спросите у врача, каким образом будет удобнее приучать ребенка к нежидкой пище.
Ваш ребенок становится подвижный и даже вертлявым. Будьте осторожны, чтобы он не выскользнул из ваших рук — например, во время переодевания. Ребенок начинает обращать внимание на свое тело и изучать его. Как правило, ребенок сам учится держать равновесие.