Содержание тренинга для родителей

загрузка...

Тренинговые программы для родителей чрезвычайно разнообразны и включают, наряду с обучением родителей поведенческому подходу (например, использованию подкрепления), знакомство со специальными техниками, такими как тайм-аут, предназначенными для модификации определенного вида поведения (Gordon & Davidson, 1981). Особенно хорошо себя зарекомендовали тренинги специфических навыков (ODell, 1978), а вот результативность обучения родителей основным принципам анализа поведения не очень высока. В настоящее время большинство программ поведенческого родительского тренинга сочетают в себе обучение теоретическим принципам и практическим навыкам.

Несмотря на различия в конкретном содержании и методологическом подходе, основными компонентами тренинговых программ являются следующие:

1. Введение в теорию социального научения. На этом этапе освещаются основные принципы подкрепления.

2. Выявление проблемного поведения и условий его возникновения. Родителей обучают давать формулировку проблемы как того или иного вида поведения, который можно объективно измерить. Затем учат распознавать антецедентные события и последствия проблемного поведения.

3. Оценка выраженности проблемного поведения. Родителям объясняют, как регистрировать частоту и продолжительность проблемного поведения. Имея исходные данные, в перспективе можно оценить прогресс терапии.

4. Выработка правил или дача указаний. Родителям объясняют, как следует устанавливать правила. Правила должны быть конкретны, выражены в утвердительной форме и рассчитаны на определенное время (например, на сегодня или до конца недели), в течение которого их следует соблюдать.

5. Положительное подкрепление. Обучение использованию положительного подкрепления заключается в том, что родителям объясняют, как варьировать частоту и диапазон видов подкрепления. Желаемое поведение можно подкрепить, вознаграждая ребенка. Кроме того, родителей учат избирательно подкреплять поведение (например, спокойную игру), которое несовместимо с нежелательным поведением (например, дракой).

6. Игнорирование нежелательного поведения. Родителям рекомендуют игнорировать проблемное поведение, с которым они могут мириться и которое не сопряжено с опасностью для ребенка. В том случае, когда игнорировать нежелательное поведение трудно, следует выражать ребенку устное порицание. Устное порицание лучше помогает преодолеть непослушание ребенка, чем простое повторение просьбы (Forehand et al., 1979).

7. Обучение новым видам поведения. При отсутствии в репертуаре ребенка определенных видов поведения родители могут помочь их освоить, демонстрируя целевое поведение на примере и используя метод последовательных приближений к нему (shaping), а также инструкции и рекомендации.

8. Тайм-аут, или изоляция. Если поведение ребенка опасно для него самого или для окружающих (например, склонность драться), хороший эффект дает тайм-аут. Этот прием подразумевает изоляцию ребенка на нейтральной территории, лишенной подкрепляющих условий (в данном случае, объектов нападения). Тайм-аут следует использовать только в сочетании с техниками подкрепления (то есть ребенок лишается возможности получать подкрепление в условиях тайм-аута). Обучая родителей использовать этот прием, терапевты рекомендуют заранее предупредить ребенка о возможности его применения.

Следует отметить, что форма обучения и способ представления материала (например, лекция, видеофильм, брошюры) зависят от уровня подготовленности родителей, отведенного на тренинг времени, возраста детей и вида проблемного поведения. Но в любом случае терапевты разъясняют родителям необходимость ставить перед ребенком цели, соответствующие его возрасту.

загрузка...

Эффективность поведенческого родительского тренинга

По данным нескольких литературных обзоров (Berkowitz & Graziano, 1972; Johnson & Katz, 1973; Moreland, Schwebel, Beck, & Wells, 1982), в большом числе исследований доказывается эффективность тренинговых программ для родителей, которые способствуют редукции проблемного поведения у детей. Невозможно точно определить наиболее действенный компонент тренингов, поскольку все они сильно различаются по методам и содержанию, условиям и времени проведения.

Содержание

Родителей обучают использовать разнообразные поведенческие процедуры для изменения поведения детей в широком диапазоне его проявлений. Так, их учат предупреждать воровство (Stumphauser, 1976), вырабатывать умение вести себя за столом (Israel, Stolmaker & Andrian,1985), преодолевать неуступчивость (Forehand, Sturgis, McMahon, Aguar, Green, Wells & Breiner, 1979), приучать ребенка не теряться в толпе при посещении магазинов (Clark, Green, MacRae, McNees, Davis & Risley, 1977), а также снижать выраженность у детей протестного поведения (Strain, Steele, Ellis & Timm, 1982). Во всех вышеперечисленных исследованиях в различных сочетаниях использовалось ситуативное позитивное подкрепление (contingent positive reinforce-ment), ситуативное отстранение/тайм-аут (contingent withdrawal/time out) и затратность требуемой реакции (response cost). Для определения парциальной эффективности каждой из названных процедур требуется проведение дополнительных исследований.

Методы обучения

Ряд исследований посвящены методам обучения родителей применению поведенческих процедур. В некоторых их них (ODell, Krug, Patterson & Faustman, 1980; ODell, Mahoney, Horton & Turner, 1979) показано, что демонстрация целевого поведения на примере и ролевые игры гораздо эффективнее по сравнению с обычной лекцией. Хадсон (Hudson, 1982) обнаружил, что подражание целевому поведению и ролевые игр позволили матерям лучше справляться с проблемным поведением отстающих в развитии детей, чем при обучении матерей основам поведенческого подхода. Группа исследователей (ODell, OQuin, Alford, OBriant, Bradlyn & Giebenhain, 1982) пришла к выводу о том, что видеозапись модельного поведения является особенно действенным способом обучения родителей различным навыкам обращения с детьми (child management skills). Подражание целевому поведению и освоение его методом последовательных приближений, а также ролевая игра, таким образом, считаются наиболее эффективными способами обучения родителей основам поведенческой методологии, хотя требуется проводить в этом направлении дальнейшие исследования.

Генерализация эффектов терапии

Хотя эффективность тренинга для родителей считается доказанной для данной конкретной обстановки (например, для дома, клиники или ресторана), перенос целевого поведения из тренинговой в реальную обстановку (то есть генерализация поведения) не всегда удается. Некоторые исследователи (Forehand et al., 1979) говорят об успешной генерализации эффектов терапии из клинической обстановки на домашнюю. Другие сообщения (Embry, Kelly, Jackson & Baer, 1979; Wulburt, Barach, Perry, Straughan, Sulzbacher, Turner & Wiltz, 1974) не подтверждают возможности переноса. В некоторых случаях (Mindell & Budd, 1977; Feed, Roberts & Forehand, 1977) удалось добиться генерализации эффектов благодаря рекомендациям психотерапевта родителям продолжать выполнять назначенные процедуры дома.

Лишь немногие исследователи уделяли внимание прослеживанию эффектов поведенческой терапии на протяжении времени. При этом не представлялось возможным учесть, какие именно параметры (социально-экономический статус, суть семейной проблемы, форма проведенного тренинга или отношения между супругами) способствовали генерализации эффектов терапии. Безусловно, требуется проведение исследований, более тщательно спланированных с научной точки зрения, хотя заранее с определенной долей вероятности можно утверждать, что благоприятные условия для генерализации эффектов поведенческой психотерапии необходимо специально создавать (Sanders & Dadds, 1982; Sanders & James, 1983). Аналогичным образом, открытым остается вопрос о закреплении результатов терапии на более или менее продолжительное время. По-видимому, как и в случае генерализации эффектов, это потребует особых мероприятий. Паттерсон показал, что сохранить результаты терапии можно, если время от времени оживлять полученные навыки и проводить короткие повторные курсы терапии (booster shots, refresher courses) (Patterson, 1974; Patterson, Chamberlain & Reid, 1982).

Сравнительно недавно обратили внимание на то, что не во всех случаях надо проводить обучение родителей умению контролировать поведение детей (Griest & Wells, 1983). Действительно, когнитивная, психологическая, супружеская/социальная адаптация родителей может быть тесно связана с проблемным поведением детей (Wells, 1981). Для учета всех этих многогранных аспектов требуется разработка новых, более совершенных подходов. Так, группа исследователей (Rabin, Blechman, Kahn & Carol, 1985) использовали игру в брачный контракт для того, чтобы помочь дисгармоничным парам переключить внимание с детей на собственные супружеские отношения.

В целом, поведенческий родительский тренинг является вполне эффективным и позволяет за короткий срок достичь терапевтических изменений в ситуационно-специфичном поведении. Удается распространить эффекты терапии на реальную обстановку и повысить их стойкость, если уделить этому особое внимание. Требуется проведение дополнительных исследований для определения вклада в достижение эффектов терапии отдельных составляющих тренинга (содержания и методов проведения). Кроме того, необходима разработка новых технологий для оценки параметров (например, супружеского дистресса), которые способны снизить эффективность родительского тренинга.

загрузка...

Зачастую развитие у родителей определенных навыков обращения с детьми является первым этапом психотерапии, которая постепенно перерастает в супружескую. Поведенческая супружеская психотерапия со временем стала самостоятельной дисциплиной. Ее теоретическим предпосылкам, техникам и условиям проведения посвящен следующий раздел.

Share