Интегративный подход
Семейная терапия может быть описана по частям, то есть во всем богатстве ее направлений, однако составить о ней, как и о семье, полное представление можно лишь обобщив все имеющиеся сведения. Большинство практикующих семейных терапевтов не являются последователями какой-либо одной школы или теоретического направления (Quinn & Davidson, 1984). Начав самостоятельную практику, даже те, кто обучался под руководством единственного наставника, стремятся познакомиться с другими подходами. Каждый терапевт формирует собственный арсенал приемов в зависимости от полученной подготовки, личностных особенностей, как своих собственных, так и клиентов. Характеристики контингента, с которыми приходится работать, играют ведущую роль в выборе тех или иных подходов. Так, весьма сомнительно, что методики трансгенерационной терапии могут служить в качестве основного инструмента терапевту, который работает с малообеспеченной семьей, обремененной многочисленными проблемами и переживающей кризис. В этом случае сведения о родительской семье, сами по себе достаточно важные, вряд ли могут помочь разрешить наиболее острые текущие проблемы такой семьи. Напротив, при работе с клиентом – молодым студентом, страдающим депрессией и впервые оказавшимся далеко от дома, терапевт не может использовать техники структурного подхода, поскольку нельзя наблюдать спонтанное взаимодействие членов семьи.
Семейный терапевт, таким образом, должен быть творческой личностью. Модифицируя приемы, заимствованные из разных школ, терапевт формирует специфическую технику, подходящую для конкретного клиента и его конкретной проблемы в конкретных условиях. Это не означает, однако, что большинство терапевтов прагматично используют по своему усмотрению техники из теоретических направлений противоположной ориентации. Напротив, системный подход дает концептуальную основу для развития многочисленных новых теорий. Бывало, что первые семейные терапевты совместно работали с одной и той же семьей. Клиницисты делились друг с другом своими представлениями о семье, причем каждый из них подходил к задачам терапии с собственных позиций. Часто в разных ситуациях использовались сходные технические приемы или же, наоборот, в аналогичных случаях применялись разные техники. Современный семейный терапевт только выигрывает от такого разнообразия теоретических направлений и техник. В настоящее время появились данные о том, что результат терапии зависит не столько от принадлежности терапевта к той или иной школе, сколько от применения конкретной техники для работы с конкретной семьей, имеющей специфические проблемы (Gurman & Kniskern, 1978).
В этой главе мы не предлагаем универсальной формулы для интеграции различных теоретических подходов к семейной терапии. Далее приводится пример сочетанного применения различных теорий и техник при лечении одной семьи. Надеемся, что данный пример поможет читателю самостоятельно интегрировать разные подходы.
В конце второй главы шла речь о семье Ноттеров. Возможно, вы сочтете целесообразным еще раз перечитать описание этого случая. Знакомство с семейным анамнезом поможет вам лучше понять ход терапии. Помните, старшая дочь, 13-летняя Кэти, часто закатывала истерики, обзывала свою мать и отказывалась ее слушаться. Ранее Кэти в течение трех месяцев проходила индивидуальную психотерапию в отделении центра по работе с трудновоспитуемыми детьми, а затем амбулаторно наблюдалась консультантом еще на протяжении полугода. Ее мать Пэм встречалась с консультантом только при помещении дочери на отделение, а затем изредка в приемной центра. Более никто из членов семьи Кэти не был подключен к терапии. Хотя данное вмешательство оказалось неэффективным, оно оказало свое воздействие на членов семьи, которые еще больше уверились в том, что источником всех неприятностей является Кэти. Жизнь семьи могла бы наладиться при условии, что Кэти изменится. Таким образом, члены семьи не стали тратить время и силы на то, чтобы способствовать развитию девочки, подчеркивая ее сильные стороны, а скорее, стали избегать ее. Все взаимодействия в семье проходили под знаком необходимости избежать общения с Кэти. В сложившихся обстоятельствах члены семьи, вынужденные противостоять девочке, стали проявлять к ней враждебность, что, в свою очередь, лишь способствовало усилению ее проблемного поведения. Итак, на момент повторного обращения к психотерапевту семье требовался кто-то, кто мог бы повлиять на девочку, или же вновь удалить ее из дому. Хотя роль козла отпущения была навязана девочке вовсе не в результате предшествующей терапии, все же именно терапия способствовала утверждению Кэти в роли носительницы симптомов.
Циклическое взаимодействие
Рис. 9.1. Цикл симптомов в семье Ноттеров
Помните, ведь семья Ноттеров была смешанной, и ей не удалось выполнить многие задачи развития. Эти незавершенные задачи касались как отдельных индивидов, так и семьи в целом, нуклеарной и родительской. На рис. 9.1 представлена попытка терапевта поместить текущую семейную проблему в рамки семейного функционирования. Поведенческие паттерны, отображенные на рис. 9.1, представляют фазы одного из циклов семьи. Взяв за начало отсчета любой поведенческий паттерн в данном цикле, можно установить связь с истокам отношений, усвоенных в родительской семье, с теми или иными видами подкрепления, с петлями обратной связи, с ограниченностью выбора или с проблемами установления семейных границ. Покажем на примере, каким образом знание последовательных паттернов взаимодействия в семье помогает спланировать вмешательство, предполагающее интеграцию различных подходов. Возьмем первые несколько взаимодействий в описанном цикле (рис. 9.2) и рассмотрим семейную динамику с точки зрения каждого из основных направлений, рассмотренных в данной книге. Читатель увидит, что совместное использование разных техник основано на способности терапевта к интеграции разных представлений о сложной динамике семьи.
Рис. 9.2. Цикл симптомов в семье Ноттеров (фрагмент)