Девятый месяц
Для этого этапа характерны 2 основные особенности: любопытство и подвижность. Благодаря улучшившейся координации движений и ловкости, умению ползать, первым попыткам вставать и удерживать равновесие без посторонней помощи ребенок превращается в непоседу. Он довольно понятлив, умеет запоминать и делать выводы, а также выражает более широкий спектр чувств: радость и дружелюбие, страх и тревогу.
Ребенок может заползти вверх по лестнице и сделать несколько шагов, держась за мебель, — следующим этапом будут самостоятельные шаги.
В возрасте 9 месяцев боязнь разлуки, характерная для этого месяца жизни, только обострится. Именно поэтому ребенок будет активнее цепляться за мать и беспокоиться при виде незнакомых людей. Ребенку нравится бросать на пол разные предметы: не только потому, что они падают, но и ради шума падения и возможности неоднократно повторять одни и те же действия. Ребенок подражает простым жестам — машет рукой при прощании и хлопает в ладоши.
Ребенок умеет поддерживать примитивные диалоги: если произнести знакомый ему слог, он повторит его. На этом этапе дети начинают понимать смысл слов. Произносить их они пока не могут, но пытаются лепетать. Смысл слов ребенок улавливает скорее по интонации, но чем больше слов он слышит, тем лучше узнает их и развивает интеллект. Ребенок понимает слово нельзя, даже если не подчиняется ему!
Ребенок знает свое имя и понимает, когда его зовут.
Физическое развитие
К концу девятого месяца ребенок обычно весит около 9,1 кг и имеет рост около 71 см.
Умеет ползти, опираясь на одну руку и одновременно делая что-нибудь другой рукой.
Настойчиво пытается встать, иногда ему это удается.
Психическое и умственное развитие
Ребенок любит искать и находить спрятанные предметы.
Помнит игры, в которые играл днем раньше — это свидетельствует о развитии памяти.
Считает повторяющиеся игры скучными.
Знает простые понятия, например, холодный /горячий.
По-прежнему лепечет и издает звуки, имеющие для него особый смысл.
Сенсомоторное развитие
Если у ребенка заняты обе руки, он бросает один из предметов, чтобы взять другой.
Складывает предметы один поверх другого.
Может построить башню из кубиков.
Держит предмет в одной руке и бьет по нему другой рукой.
Ест самостоятельно, умеет держать чашку обеими руками.
Социальное развитие
Ребенок добивается похвалы взрослых.
Осознает, какую реакцию вызывает его поведен ие у о кружающих.
Реагирует на замечания и действия людей. Плачет, когда плачут другие дети.
Любит играть в прятки с братьями и сестрами или со взрослыми.
Учится защищаться и отстаивать свое имущество, сердится, когда у него отнимают игрушки.
Учится методом подражания. Эта черта особенно заметна, если у ребенка есть старшие братья или сестры.
Режим сна
Как правило, в этом возрасте большинство детей спит около 13 часов в день, в три приема: 10 часов ночью, ненадолго укладывается до обеда и спит чуть дольше в послеобеденное время. Ребенок не всегда засыпает вечером в одно и то же время, особенно если он чем-то увлечен, возбужден, просто не хочет расставаться со взрослыми.
Чтобы придерживаться режима, полезно ввести ритуал перехода от игр ко сну.
Приглушите свет, выключите все источники звуков (телевизор, музыку): ребенок не должен опасаться, что он пропустит что-нибудь интересное.
Вечерний ритуал должен включать в себя определенную последовательность действий: успокаивающее купание, чтение перед сном, поцелуй и пожелание спокойной ночи, укладывание с мягкой игрушкой, одеялом, другим уютным предметом.
Предлагайте ребенку помогать вам приготовить ко сну кроватку.
Не удивляйтесь, если ребенок заснет не сразу Возможно, поначалу он будет невнятно лепетать, беседовать сам с собой. Не мешайте ребенку убаюкивать самого себя, покачиваться или сосать палец.
Игры, способствующие развитию навыков
Физические навыки. Чтобы ребенок укреплял мышцы и развивал чувство равновесия, разложите по полу подушки и предложите поползать по ним. Сами сядьте на пол, чтобы при необходимости поддержать ребенка.
Социальные навыки. Пойте вместе с ребенком, танцуйте с ним под музыку. Делайте различные жесты руками или пальцами в такт музыке.
Эмоциональные навыки. У ребенка просыпается самосознание, он познает себя. Предложите ему посмотреть на себя в зеркало и рассказать, что он видит.
Речевые навыки. В 9-месячном возрасте малыш лепечет, подражает звукам и скоро начнет отчетливо выговаривать слова. Почаще беседуйте с ним, хвалите за повторения звуков.
Интеллектуальные навыки. Прячьте разные предметы и предлагайте ребенку искать их — это развивает умение находить то, что нельзя увидеть сразу, и уточняет представления ребенка об окружающем мире.