Дошкольный возраст (3-5 лет)
В дошкольном возрасте ребенок претерпевает значительные физические и интеллектуальные изменения. Он становится более понятливым, эмоциональным и самостоятельным, у него улучшается память. Ему по-прежнему требуется пристальный надзор, но он уже умеет умываться, посещать туалет, есть, обуваться и одеваться. Несмотря на частый плач, капризы и скандалы, ребенок постепенно избавляется от былого эгоцентризма, знает, что можно, а что нельзя, и понимает, когда его хвалят или упрекают.
3 года
Ребенок умеет петь.
Может прыгать на одной ноге.
Играет с мячом, бросает и ловит его.
Может самостоятельно спуститься по лестнице.
Рисует человечков с тремя выраженными частями тела.
Строит башни высотой до 10 кубиков
Понимает разницу между вымыслом и действительностью.
5 лет
Прыгает через скакалку.
Иногда путает порядок слогов в слове.
Умеет сохранять равновесие
с закрытыми глазами, стоя
на одной ноге.
Пользуется ножницами.
Начинает учиться завязывать шнурки.
Рисует узнаваемые фигуры.
Одевается сам.
Знает свой адрес и номер телефона.
Узнает буквы, помнит алфавит.
Физическое и сенсомоторное развитие
По сравнению с предыдущими этапами темпы роста замедляются. На третьем году жизни вес ребенка увеличивается на 2,3 кг, рост — на 9 см; после достижения 4 лет вес увеличивается на 2 кг, рост — на 2 см.
Сложение становится более спортивным, фигура — стройной.
В этом возрасте мальчики обычно выше ростом и тяжелее девочек. У мальчиков больше мышечная масса, у девочек больше жировой ткани.
Эти физические изменения наряду с развитием мозга и нервной системы стимулируют моторику (развивают длинные и короткие мышцы).
Благодаря развитым системам кровообращения и дыхания ребенок располагает большими запасами энергии, а они вместе со зрелой иммунной системой служат залогом здоровья и бодрости. На этом этапе развития у детей часто проходят такие заболевания, как аллергия и возобновляющиеся инфекции.
Примерно к 3 годам становится ясно, праворукий ребенок или леворукий , но окончательно это определяется только к 5 годам. Важно с уважением относиться к выбору ребенка и никогда не поправлять его, убеждая действовать как положено: ребенок должен вести себя в соответствии с естественным процессом развития мозга.
Психическое и умственное развитие
У ребенка появляется представление о символах (говорит и пробует писать).
Он понимает связь между причиной и следствием.
Возрастает эмоциональность.
Развивается умение обращаться с цифрами.
Ребенок фантазирует, иногда с трудом отличая вымысел от действительности.
Он еще не может держать в голове сразу несколько мыслей, поэтому иногда делает нелогичные выводы и не понимает, что к одному результату можно прийти несколькими путями.
Социальное развитие
Характер и чувство собственного достоинства становятся более выраженными.
У ребенка увеличиваются возможности испытывать и выражать эмоции.
Речь
Развитие речи стимулирует логическое мышление, в итоге речь используется оптимально.
В этом возрасте дети способны говорит! о том, чего не видят непосредственно перед собой, — вспоминать прошлое, строить планы на будущее, рассказывать о воображаемых предметах, использовать множественное число и прошедшее время.
В возрасте 3-5 лет дети обычно узнают по нескольку новых слов в день, но не всегда употребляют их, как взрослые: например, словом завтра ребенок может обозначать любое время в будущем. В таком возрасте дети строят предложения в среднем из 4-5 слов.
Многие дети в этом возрасте разговаривают сами с собой и не проявляют ни малейшего желания общаться с другими людьми. Но будьте бдительны: если эта привычка со временем не исчезнет, она может стать поводом для беспокойства.
В первые годы жизни дети слышат множество словесных распоряжений, приказов, запретов, поэтому неудивительно, что со временем они сами начинают пользоваться ими. 4-летние дети испытывают силу слов: командуют окружающими, особенно младшими детьми. Важно понять, что это лишь переходный этап , который вносит свой вклад в становление характера .
Примерно в 3-летнем возрасте ребенок ощущает потребность знать названия предметов и понимать, как они устроены. Начинается период непрекращающихся почему?. Родителям не следует раздражаться. Гораздо полезнее давать краткие и простые ответы, которые ребенок может понять, не утратив при этом желания учиться.
Начало этого этапа — верный признак того, что ребенок развивается.
И хотя его вопросы порой ставят в тупик, каждый из них заслуживает ответа.
Он различает социальные и культурные аспекты, ассоциирующиеся с женщинами или мужчинами.
Ребенок начинает общаться с братьями и сестрами. Родители должны способствовать их привязанности, взаимному уважению и терпимости, и ни в коем случае не делать сравнения, обидные для кого-либо из детей.
Примерно в 3-летнем возрасте у ребенка появляются первые друзья. Он учится поддерживать дружеские отношения, знакомясь и общаясь с другими детьми.
Дисциплина приобретает особое значение. Ребенок должен уметь подавлять свои порывы. Пример родителей играет решающую роль. Они должны быть образцом поведения, их слова и поступки не должны расходиться с требованиями, предъявляемыми ребенку.