Проблемы в школе (I)
Посещение ребенком школы становится важной вехой для всей семьи. До школы ребенок рос и развивался, чтобы быть готовым к сложностям нового жизненного этапа. Ему предстоят различные испытания, а следовательно, и неудачи разной степени значимости. Родители и учителя играют решающую роль в выявлении проблем на ранних стадиях.
Посещение школы
Дети, которые не хотят ходить в школу
Детям младшего возраста обычно нравится ходить в школу, но в некоторых случаях она вызывает у них страх и даже панику, ребенок притворяется больным и преувеличивает физические симптомы, лишь бы остаться дома и избежать школы. Ребенок в возрасте 5-10 лет, ведущий себя подобным образом, панически боится расстаться с привычным домом и родными.
Иррациональный страх может возникнуть у детей при первом посещении детского сада, но чаще он случается в начальной школе. Обычно ребенок жалуется на головную боль, боль в горле или желудке, когда пора отправляться в школу. Как только он понимает, что останется дома, болезнь сразу проходит, а на следующее утро начинается опять. Иногда ребенок наотрез отказывается выходить из дома.
У ребенка, который демонстрирует иррациональный страх перед посещением школы, могут также наблюдаться следующие симптомы.
Боязнь оставаться одному в комнате.
Боязнь, что с родителями случится что-нибудь плохое.
Стремление ходить хвостом по дому за отцом или матерью.
Трудности с засыпанием.
Частые ночные кошмары.
Паническая боязнь животных, чудовищ или бандитов.
Боязнь оставаться одному в темноте.
Закатывание скандалов, чтобы не ходить в школу.
Такие опасения распространены у детей, страдающих тревожными расстройствами. Возможные длительные последствия (уже во взрослом возрасте) могут быть крайне серьезными, если не оказать ребенку профессиональную помощь. Пропуская школу и подолгу не встречаясь с друзьями, ребенок рискует запустить учебу, у него появятся проблемы с общением.
В начальной школе дети обычно учатся гораздо охотнее и легко усваивают знания. У них развивается наблюдательность, способность запоминать развита, как никогда прежде. Крепнет чувство собственного я. Дети постепенно осознают свою половую принадлежность.
Чтобы не допустить этого, родители должны показать ребенка детскому психологу, который поможет ему как можно быстрее вернуться к школьным урокам и прежнему распорядку.
Специфические трудности в учебе
В дошкольный период нелегко выявить у ребенка трудности в учебе, но в школе подобные проблемы сразу становятся заметными.
— Ребенок не в состоянии освоить чтение так, как полагается в его возрасте, у него
возникают сложности на других этапах обучения, несмотря на достаточно высокий IQ (показатель умственного развития) и старания педагогов.
У ребенка могут быть сложности с языком и речью, которые со временем не исчезают. К примеру, если ребенок поздно начал говорить, ему может не даваться произношение или использование некоторых слов, а также выражение своих мыслей.
Ребенок медленно и неразборчиво пишет.
Ему трудно сосредоточиваться и запоминать материал.
Плохая успеваемость снижает его самооценку, он перестает верить в собственные силы.
Трудности с учебой или речью, возникавшие у кого-нибудь из членов семьи.
Точная причина этих трудностей не установлена, но недавние исследования указывают на присутствие незначительных церебральных нарушений или задержку развития отдельных участков мозга.
Дети понимают прочитанное благодаря интерпретационным способностям мозга. Истолкование воспринятого и получение информации с помощью органов зрения — не одно и то же. Мозг сравнивает визуальные образы с теми, которые видел раньше и с прошлым опытом. Специфические проблемы в учебе могут указывать на изъяны в этом процессе, а не на нарушения зрения.
Приобретенная дислексия и другие трудности в учебе могут быть результатом повреждения мозга инфекцией (энцефалитом, менингитом), черепных травм, жестокого обращения, воздействия токсичных веществ, преждевременных родов, химиотерапии и пр. Трудности в учебе также возникают вследствие умственной отсталости, нарушений зрения и слуха, эмоциональных расстройств, неблагоприятной обстановки (неблагополучной семьи, недостаточной подготовки к учебе, пропусков уроков, материальных сложностей), хотя все они не относятся к специфическим учебным проблемам.