Разрешение конфликтов и коммуникация
Стратегии обучения навыкам по разрешению конфликтов и решению проблем детально разработаны и помогают преодолеть разногласия в случае их возникновения (Stuart, 1980). Эффективность обучения решению проблем/разрешению конфликтов в случае супружеского конфликта считается доказанной (Jacobson & Margolin, 1979). Стратегия решения проблем/разрешения конфликтов имеет два четко очерченных этапа: определение проблемы и решение проблемы. На первом этапе проблема или спорный вопрос определяется в виде конкретных поступков. Например, высказывание типа Ты после работы не идешь домой гораздо точнее характеризует проблему, чем жалоба Ты обо мне не заботишься, и с высокой вероятностью позволяет отыскать эффективное решение проблемы.
Дав проблеме рабочее определение, можно непосредственно переходить к ее решению. На этом этапе особое внимание уделяется изменению поведения, а не интуитивному проникновению в суть проблемы. Супружеской паре дают ряд рекомендаций по использованию более эффективных видов поведения, направленного на решение проблем. Для выработки альтернативных вариантов решения проблем супругам предлагают воспользоваться методом мозгового штурма (Goldfried & Davison, 1976). Паре советуют придумать как можно больше решений, не подвергая их критике. Помимо высказывания собственных идей каждый супруг должен оптимизировать идеи партнера, комбинировать различные предложения, чтобы получить нечто новое (Osborn, 1963). Преимущества и недостатки каждого предложения разрешается обсуждать только после того, как все альтернативы будут исчерпаны.
При выборе наилучшего выхода из положения парам предлагается: 1) попытаться предсказать последствия того или иного выбора и 2) рассмотреть возможность использования этих последствий для решения проблемы (DZurilla & Goldfried, 1971). Супругам разъясняют, что решение должно приниматься с учетом интересов обеих сторон, при этом каждому из них предстоит измениться. Задача психотерапевта помочь супружеской паре выбрать подходящие виды поведения для поведенческого обмена, на что требуется время и силы.
Остановившись на каком-либо решении, следует договориться о точной характеристике выбранных видов поведения. В договоре необходимо указать отличительные признаки желаемых видов поведения каждого из супругов и условия обмена этими видами поведения. То есть договор должен содержать сведения о том, кто и что будет делать, когда, как часто, каковы будут последствия, а также что произойдет в случае невыполнения одним из супругов своих обязательств по поведенческому обмену (Harrell & Guerney, 1976). Для сохранения желаемых видов поведения поведенческий обмен должен быть достаточно хорошо подкреплен. Навыки решения проблем/ разрешения конфликтов усваиваются гораздо быстрее в сочетании с тренингом навыков общения. Коммуникативный тренинг широко используется в системной (Satir, 1967), клиент-центрированной (Rogers, 1951) психотерапии и в психоанализе (Abies & Brandsma, 1977), однако поведенческий подход отличается своеобразием. Джейкобсон (Jacobson, 1981) указывает:
Во-первых, коммуникативный тренинг проводится систематически, как и другие тренинги умений и навыков в поведенческой психотерапии… Во-вторых, коммуникативный тренинг в большей степени ориентирован на достижение изменений, чем на выражение эмоций. В то время как в большинстве случаев коммуникативный тренинг посвящен коммуникации как таковой (в частности, выражению и восприятию чувств), в поведенческой психотерапии принято обучать супругов навыкам общения с целью ускорить разрешение конфликта (р. 574).
Одной из наиболее эффективных программ тренировки навыков общения является программа улучшения взаимодействия (Relationship Enhancement program), разработанная Бернардом Герни из Университета штата Пенсильвания. С помощью этой программы, основанной на теории социального научения, можно приобрести шесть видов навыков или режимов функционирования (modes):
Режим самовыражения, когда индивид научается самоосознаванию и самовыражению.
Режим эмпатического реагирования, включающий навыки активного слушания и рефлексивного реагирования.
Переключение режимов для улучшения коммуникации.
Режим фасилитации, когда индивид помогает окружающим развить первые три вида навыков.
Навыки решения проблем и разрешения конфликтов, состоящие в использовании первых трех видов навыков в процессе, состоящем из шести этапов.
Навыки сохранения и генерализации других навыков, помогающие индивиду применять полученные навыки в реальной обстановке.
Программа Relationship Enhancement program была разработана для супружеских пар (Conjugal Relationship Enhancement) (Rappaport, 1976), а также для родителей и подростков (Parent-Adolescent Relationship Development) (Grando & Ginsberg, 1976). Аналогичные программы были предложены для пар, еще не заключивших брака (Программа для улучшения взаимодействия за счет усиления эмпатии и самораскрытия, Program for Relationship Improvement by Maximizing Empathy and Self-Disclosure) (Ginsberg & Vogelsong, 1977), детей, чьи родители в разводе (Children of Divorce) (Guerney & Jordan, 1979), и разведенных супругов (Avory & Thiessen, 1982). Эти программы обычно рассчитаны на 10-15 недель, хотя расписание занятий может варьироваться. Программа улучшения взаимодействия является типичной программой поведенческого коммуникативного тренинга и включает в качестве основных компонентов модельное поведение, инструктирование, практику и обратную связь.
Демонстрация целевого поведения (Modeling). Помощь супружеской паре в налаживании коммуникации начинается с демонстрации навыков эффективной коммуникации, которые супругам предстоит освоить. В частности, поведенческий психотерапевт демонстрирует каждому из супругов, как должен выглядеть или звучать отклик. Этот прием весьма эффективен для обучения клиентов поиску информации (Krumboltz, Varenhorst & Thoresen, 1967), ослабления чувства отчужденности (Warner & Hansen, 1970), а также улучшения отношения к лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами (Warner, Swisher & Horan, 1973).
В процессе демонстрации целевого поведения психотерапевт знакомит супругов с реальными или символическими примерами соответствующего поведения, например, видео- или аудиозаписями, которые позволяют проследить последовательность действий, необходимых для решения проблемы (Hosford & deVisser, 1974). Фильмы или видеозаписи являются эффективным средством обучения решению проблем (Hansen, Pound & Warner, 1976), при этом, естественно, у супругов отсутствует возможность пообщаться с героями сюжетов. Последующее обсуждение увиденного помогает предотвратить простую имитацию супругами поведения героев сюжета. Эффективность новых видов поведения обеспечивается широким диапазоном вариантов реагирования на конкретную проблемную ситуацию, чему и предстоит научиться супругам.
Иногда психотерапевт подбирает специфические материалы для каждой сессии. Так, с помощью аудио- и видеозаписей можно продемонстрировать супругам, как следует: 1) слушать, 2) говорить комплимент, 3) выражать признательность, 4) просить о помощи, 5) предоставлять обратную связь, 6) выражать приязнь (Goldstein, 1973). При соответствующем уровне подготовки супругов каждый из навыков можно не только продемонстрировать, но и попытаться освоить во время сессии. Каждый новый пример приближает клиентов к целевому поведению.
Инструктирование (Instruction). После того как супруги осознали суть нового для них вида поведения и перед тем как они попытаются его воспроизвести на практике, психотерапевт проводит инструктирование. Можно обратить внимание супругов на релевантные и важнейшие аспекты воспроизведения нового поведения. Инструкции могут быть предоставлены в письменной и устной форме, с использованием видео- или аудиозаписей. Если каждому из супругов понятно, как выполнять инструкции, отпадает необходимость в длительном процессе поэтапной выработки желаемого поведения (shaping) (Gelfand & Hartmann, 1975). Психотерапевт, например, может сказать: Понаблюдайте за тем, как я выражаю признательность вашему мужу, а затем продемонстрировать соответствующее поведение, после чего добавить: А теперь покажите, как вы выражаете признательность мужу за то, что он для вас сделал.
В данном случае психотерапевт выступает в роли тренера, который обучает партнеров новому для них поведению. Инструкции, как правило, подразделяются на две категории, что надо и что не надо делать. При этом психотерапевт приводит множество соответствующих примеров. Инструктируя жену, как надо предоставлять обратную связь, психотерапевт может сказать: Взгляните мужу в глаза и скажите ему, как вы себя чувствуете, когда он не предупреждает, что задерживается на работе. Не ограничивайтесь одним лишь обвинением его в невнимательности.
Психотерапевт может порекомендовать, когда лучше всего предоставлять обратную связь, например, когда у вас обоих есть свободное время или когда вы не так раздражены, ведь партнеры часто и сами знают, что надо сказать, но не знают, когда это лучше сделать. На демонстрационном примере поведения супругов из видеосюжета психотерапевт разъясняет, как то или иное поведение одного партнера может вызвать ответное, вполне определенное, поведение второго.
Практика. Получив подробные инструкции, супруги готовы попрактиковаться в новых видах поведения. Практика является неотъемлемым компонентом процесса обучения, поскольку мы учимся, только когда что-либо делаем. Тренируясь в том или ином виде поведения или разыгрывая ситуацию по ролям, супруги обучаются без риска потерпеть неудачу. Кроме того, практика позволяет каждому из супругов предугадывать различные препятствия и учиться их преодолевать.
Супругов следует предварительно подготовить, прежде чем предлагать попрактиковаться в новом для них поведении или разыграть непривычную роль. Оба партнера должны принять идею о том, что подобная тренинговая практика является способом создания новых видов взаимодействия или поведения, направленных на решение проблем. Если кому-то эта идея кажется неприемлемой, психотерапевт должен привести примеры в доказательство ее эффективности. Главное в этом – дать супругам понять, что они не просто разыгрывают роль, надуманную и бесполезную. Соответственно, ситуации для проигрывания ролей должны быть как можно более реалистичны и должны подразумевать вербальные ответы, приемлемые для каждого из супругов.
Обратная связь. После того, как партнеры попрактиковались в применении новых навыков, они должны предоставить друг другу обратную связь об успешности действий. Информация о производимом впечатлении служит стимулом к совершенствованию. Неодобрительный отзыв может оказаться не менее полезным, чем похвала.
Влияние обратной связи на процесс обучения определяется несколькими факторами. Обратная связь намного эффективнее, если предварительная договоренность о ней была достигнута еще до поведенческой практики. В противном случае супруги могут не согласиться с обратной связью, предоставленной психотерапевтом. В любом случае поведение должно быть просто описано, без его оценки. В комментариях психотерапевта не должно быть места обвинению или осуждению. И наконец, в некоторых случаях психотерапевт подкрепляет отклик супруга, стимулируя сходные реакции несколько раз подряд. Такой прием способствует генерализации поведения на другие ситуации.