Создание атмосферы изменений

загрузка...

Крайне редко, если это вообще возможно, супружеские пары обращаются за помощью, будучи позитивно и оптимистично настроены, с доверием друг к другу и к психотерапевту, с готовностью внимательно выслушать и тут же воспользоваться данными рекомендациями. Скорее наоборот, обычно один из супругов, терпение которого лопнуло, настаивает на обращении к психотерапевту, в противном случае угрожая принять решительные меры. Безусловно, в каждом конкретном случае эмоциональная атмосфера в семье отличается своеобразием, но зачастую имеют место горечь, недоверие, обида, зависть, скорбь, страх и чувство незащищенности. Не учитывая реальных обстоятельств, супруги представляют себе психотерапевта как врага, судью или бесчувственного манипулятора. Все это едва ли может привести к созданию атмосферы конструктивного сотрудничества и позитивных ожиданий. Следовательно, на начальном этапе психотерапевту следует позаботиться о создании обстановки, благоприятствующей достижению поставленных целей.

Поведенческий психотерапевт подходит к решению своих задач, сознавая необходимость с минимальными затратами достичь позитивных изменений для увеличения удовлетворенности браком (и успеха супружеской психотерапии). Вместо того чтобы сразу сконцентрировать внимание на супружеских проблемах, терапевт начинает процесс оценки супружеского взаимодействия с истории отношений между партнерами (Jacobson & Margolin, 1979). Обращаясь к истокам отношений, к периоду ухаживания, психотерапевт пробуждает приятные для обоих воспоминания о совместно пережитом, которые на время заслоняют горечь и противоречие настоящих отношений. Такой прием позволяет психотерапевту социально подкрепить приятные воспоминания, демонстрируя понимание сложности взаимоотношений между супругами. Пара, пришедшая на консультацию с чувством тревоги из-за необходимости раскрывать худшие стороны своих отношений перед совершенно незнакомым человеком, вместо этого погружается в приятные воспоминания о прошлом в присутствии психотерапевта, который признает, что боль и неудовлетворенность не всегда присутствовали в их отношениях. Концентрируя внимание на позитивных видах поведения, каждый из супругов получает возможность по-новому взглянуть на текущие проблемы и сделать шаг к принятию на себя ответственности за свои отношения.

загрузка...

Еще одним приемом создания атмосферы, благоприятствующей сотрудничеству супругов, является получение от них согласия следовать его советам и рекомендациям, то есть пара должна пообещать, что будет выполнять инструкции психотерапевта. Такая договоренность позволяет психотерапевту привлечь супругов к сотрудничеству (Jacobson, 1981). Вместо того чтобы пытаться угодить партнеру по его просьбе, каждый из супругов выполняет обещание соблюдать рекомендации психотерапевта, что приводит к аналогичному результату. Такой нехитрый прием позволяет каждому из супругов сохранить свое лицо.

Как психотерапевту удается заручиться согласием пары выполнять его рекомендации? Одной просьбы тут не достаточно, хотя и без нее не обойтись. Готовность следовать рекомендациям формируется постепенно, в ходе процесса оценивания, благодаря вербальным и невербальным сообщениям психотерапевта о разрешимости супружеских проблем и своем высоком профессионализме и опыте. После того как были намечены цели, выбраны процедуры и определены мотивы вмешательства, психотерапевт подводит итоги предварительной оценки супружеского взаимодействия и заручается согласием пары следовать его рекомендациям.

Учитывая тревогу и смущение супругов, поведенческий психотерапевт постепенно создает атмосферу, благоприятствующую терапевтическим изменениям. Этот процесс получает дальнейшее развитие в виде получения от партнеров согласия сотрудничать друг с другом для улучшения своих отношений.

После проведения определенной работы по созданию атмосферы благоприятствования терапевтическим изменениям психотерапевт может переключиться на собственно цели и процедуры вмешательства. Хотя протоколы вмешательства отличаются чре-звычайным разнообразием, все процедуры можно подразделить на две основные категории: техники поведенческого обмена (behavioral exchange) и тренинг коммуникативных навыков / навыков решения проблем (communication/problem-solving training). На практике эти техники могут использоваться параллельно, дополняя друг друга, однако здесь они для наглядности искусственно разделены.

Share