Сессии 4, 5 и 6
Две сессии были посвящены трансгенерационным аспектам. Было проведено подробное исследование родительских семей Пэм и Дональда, а также их прошлого опыта. Терапевт использовала все возможности для интерпретации текущих событий в свете предшествующей семейной динамики, разъясняя партнерам, почему они вели себя по отношению друг к другу так, а не иначе. Несмотря на слезы и обиду партнеров, терапевт умышленно не пыталась как-то повлиять на эмоции, возникавшие по ходу обсуждения болезненных тем. Напротив, она старалась сохранять объективность и не быть вовлеченной в треугольник отношений, задавала участникам вопросы с целью выяснить их реакцию на слова друг друга. Как и на сессии 3, терапевт использовала вербальные приемы для того, чтобы помочь каждому заново представить себе весь ход событий: перестать считать себя жертвой обстоятельств, а выйти из них с честью (нарративный аспект). Хотя Пэм с Дональдом на протяжении этих двух сессий ни разу непосредственно друг с другом не разговаривали, каждый из них стал лучше понимать своего партнера и его эмоциональные ожидания. Воспользовавшись трансгенерационным подходом, вместо того чтобы сразу же перейти к обсуждению спорных вопросов, терапевт руководствовалась соображениями о целесообразности усиления взаимной эмпатии партнеров и их способности к рассуждениям.
В конце сессии 5 Пэм предложила следующую сессию посвятить Кэти. Поведение девочки заметно улучшилось, но Пэм проявляла беспокойство в связи с предстоящими школьными каникулами. Дональд был с ней согласен. Терапевт отдавала себе отчет в том, что их интерес, возможно, объясняется готовностью отступить на прежние позиции и считать Кэти проблемой номер один, поскольку супружеский конфликт разрешить оказалось не так-то просто. Тем не менее, было принято решение вновь вернуться к обсуждению основной семейной проблемы, но на этот раз поведение в родительской роли должно было определяться ожидаемым успешным разрешением супружеского конфликта. Вместе с тем интерес представляло то, какое метафорическое значение имеет для семейной системы переключение внимания на симптом (стратегический аспект).
Сессия 6
Беспокойство терапевта вызывал тот факт, что повестка шестой сессии предполагала возврат к обсуждению поведения Кэти, в то время как родительский авторитет все еще оставался крайне низким. Особое внимание следовало обратить на поведение Дональда в роли отца. Терапевт приняла решение с первых минут сессии заняться этими структурными вопросами. Сессия началась при участии только Дональда и Пэм. Терапевт поинтересовалась, что нового им удалось узнать о семьях с приемными детьми. Участники выразили сомнение в том, что теперь Дональд сможет так же активно, как и прежде, претендовать на родительскую роль. После недавнего обсуждения трансгенерационных аспектов на предыдущих сессиях терапевт с полным основанием выразила опасения, что даже если Дональд сможет сдержаться и не вмешиваться в конфликт, Пэм невольно будет обращаться к нему за помощью, что объясняется ее собственным жизненным опытом. Высказывая свои сомнения, терапевт хотела предостеречь партнеров от поспешного принятия решения о заключении брака. Ее позиция, направленная на сдерживание изменений (стратегический аспект), давала Дональду и Пэм возможность обсудить свои опасения. Дональд заверил терапевта и Пэм, что он не будет чувствовать себя не у дел, что он гораздо терпеливее, чем они думают. Пэм решительно заявила, что сама справится с Кэти, как бы та себя не вела. Это заявление вызвало обсуждение многочисленных ситуаций как будто, например, Представьте себе, что Кэти закатила истерику посреди улицы или Допустим, она прибежала к соседям с криками, что ее убивают (из подхода, основанного на опыте). Терапевт подвела итог дискуссии, согласившись с уверениями Дональда и Пэм в их готовности выступить в родительской роли, хотя еще раз напомнила о своих опасениях на этот счет. В этот момент стратегические техники уступили место поведенческим, в частности, решено было заключить контракт между Пэм и Кэти на случай непредвиденных обстоятельств. Для участия в этой работе была приглашена Кэти.
Оставшееся время было посвящено согласованию пунктов контракта, в соответствии с рекомендациями, которые приведены в главе 7. Терапевт широко пользовалась физическим пространством и своим положением в нем, чтобы достичь более справедливой расстановки сил (структурный аспект): заняла место рядом с Кэти, положив руку на подлокотник ее кресла. Так мог бы вести себя друг или тренер, и это в известной мере вызывало у Кэти ощущение безопасности. Чувствуя поддержку терапевта и принимая во внимание особые с ней отношения, Кэти вела переговоры спокойно, по-взрослому. Такое ее поведение, в свою очередь, позволило Пэм чувствовать себя свободнее и увереннее, вести себя более гибко. Терапевт помогала участникам, давая свои рекомендации и предложения. В конце сессии было принято решение созвониться через неделю и вновь встретиться через две недели.