Треугольники отношений
Психотерапевтическое вмешательство должно быть направлено на треугольники отношений, часто возникающие между детьми, родителями и учителями. Фостер (Foster, 1984) выделяет три типа треугольников, которые чаще всего встречаются в случае семейных/школьных проблем.
Родитель/учитель/ребенок. Ребенок часто оказывается включенным в треугольник отношений при скрытом или явном конфликте между родителями и учителем. Чрезмерно опекающие ребенка родители склонны защищать его от учителя. Заявления родителей типа учитель всегда придирается к Джиму или если бы это сделал кто-нибудь другой, учитель бы даже не заметил часто свидетельствуют о том, что родители вступили в коалицию с ребенком против учителя.
Вмешательство семейного психотерапевта должно быть направлено на то, чтобы вывести ребенка из такого треугольника отношений (Foster, 1984). Психотерапевту следует инициировать обсуждение спорных вопросов и моментов, не вызывающих разногласий, в присутствии заинтересованных сторон. При существовании предыстории конфликтных отношений между родителями и учителем надо предложить каждому из них начать разговор, обращаясь лично к психотерапевту. Кроме того, в таких случаях целесообразно, чтобы общение родителей с учителем ограничивалось рамками сессии. Психотерапевт устанавливает границы между семьей и школой, предлагая каждой стороне взять на себя ответственность за поведение ребенка в сфере своей компетенции. Таким образом, родители должны контролировать поведение ребенка дома, а учитель – в школе. Распределение ответственности может происходить на контрактной основе, причем контракт должен быть представлен ребенку для письменного утверждения. Объединенными усилиями родителей и учителя, пусть и при посредничестве психотерапевта, обычно удается взять проблемное поведение ребенка под контроль (Haley, 1976).
Мать/отец/учитель. Карл и Юркович (Carl & Jurkovic, 1983) полагают, что в случае разногласий между родителями по поводу методов воспитания ребенка каждый может попытаться перетянуть учителя на свою сторону. Прежде чем беседовать с учителем психотерапевт должен провести работу с родителями, чтобы помочь им преодолеть существующие разногласия. При наличии сложившегося альянса между учителем и одним из родителей (обычно матерью) следует посвятить специальную сессию с участием учителя и другого родителя с целью разрушения этого альянса (Foster, 1984). Если один из родителей ведет себя пассивно, психотерапевт предлагает ему принять более активное участие в школьной жизни ребенка.
Учителъ/учитель/ребенок. Фостер (Foster, 1984) отмечает, что иногда учителя и другие работники школы могут расходиться во взглядах на методы коррекции проблемного поведения ребенка. Такие конфликты обычно возникают между классным руководителем ребенка и другими учителями или другим школьным персоналом. Ребенок может вести себя вполне удовлетворительно в привычной структурированной обстановке и испытывать трудности при отсутствии жестко регламентированных правил поведения. Учитель, испытывающий трудности в общении с ребенком, может решить, что школьный психолог или консультант необъективны и принимают сторону ребенка. Психотерапевт должен установить границы между учителями и консультантами, предложив им не вмешиваться в чужую епархию.
Итак, если проблемное поведение ребенка проявляется в классе, психотерапевту следует обратить внимание на следующие вопросы:
Каковы паттерны взаимодействия в семье?
Каковы особенности семейных границ?
Какие отношения установились между родителем (или родителями) и учителем?
Существуют ли треугольники отношений между родителями, учителем и ребенком?
Какая расстановка сил между семьей и школой?
Исследуя каждый из этих аспектов, психотерапевт составляет представление о том: 1) какова связь между проблемой ребенка в школе и его положением в семье и 2) какой тип вмешательства поможет ослабить выраженность проблемы.
Следующий пример из практики иллюстрирует работу психотерапевта с семьей при наличии у ребенка проблем в школе.
Сара Томас и ее 9-летний сын Джерри были направлены к психотерапевту администрацией школы. Джерри был единственным ребенком в семье, имел интеллект выше среднего и учился в четвертом классе. По мнению администрации школы, Джерри не соблюдал правила поведения в школе. Джерри не выполнял заданий учителя и часто разговаривал во время урока. Более того, по отзывам учителей, Джерри дрался с одноклассниками и выглядел социально незрелым.
Во время первичного интервью психотерапевту удалось выяснить, что Джерри недолюбливает своего учителя, который, по мнению мальчика, незаслуженно его наказывает. Сара сообщила, что вплоть до последнего года у нее не было проблем с сыном. После того как ее муж Джейк стал работать на фабрике посменно, практически все обязанности по воспитанию мальчика легли на нее. С некоторых пор Джерри перестал ее слушаться, часто злился на нее и говорил, что никто его не любит. Сара также сообщила, что они с Джерри часто ссорятся. Однако когда Джейк пытался доступными ему методами повлиять на сына, Сара вмешивалась и просила его не быть таким строгим. После этого Джейк самоустранялся, а война между матерью и сыном разгоралась с новой силой.
После интервью с членами семьи психотерапевт организовал встречу в стенах школы, пригласив на нее членов семьи Джерри и учителей. Джейк не пришел, потому что был занят на работе. Во время интервью Сара выразила удивление по поводу того, что Джерри не справляется с заданиями, ведь раньше он всегда хорошо учился. Учительница почувствовала, что Сара ей не верит, а Сара решила, что учительница просто придирается к ее сыну.
Проблемное поведение Джерри в школе продолжалось, и спустя две недели психотерапевт предложил провести еще одну сессию при участии Джейка, Сары, учителя и школьного консультанта-психолога. Сара сомневалась, что муж сможет прийти. На следующую сессию Джейк все же пришел. Сара заявила, что нежелание Джерри выполнять обязанности по дому не является столь серьезной проблемой и она не понимает, почему он так плохо ведет себя в школе. По ее мнению, нет необходимости беспокоить мужа, которые много работает и нуждается в отдыхе. Джейк сказал, что ничего не знал о проблемах Джерри дома и в школе. Кроме того, Джейк предложил сыну свою помощь в выполнении домашних заданий. Сара придерживалась другого мнения, полагая, что Джерри способен делать уроки самостоятельно.
В этот момент психотерапевт предложил учителю показать родителям домашние работы Джерри. Джейк согласился с учителем, что мальчик нуждается в помощи. По мнению Сары, напряженный график работы не позволял мужу уделять Джерри много времени. Как только родители начинали говорить на повышенных тонах, Джерри тут же вмешивался, чтобы перевести разговор на другую тему. Этот коммуникационный паттерн несколько раз наблюдался на протяжении одной сессии.
Для того чтобы лучше понять суть проблемы, следует обратить внимание на то, как Джерри взаимодействует с окружающими в школе и дома. Джерри баловался в классе и смешил других детей, при этом поведение мальчика привлекало внимание учителя. Учительница отчитывала Джерри, что привлекало к мальчику внимание других детей. Внимание одноклассников, в свою очередь, усиливало проблемное поведение Джерри. В семье мальчик часто отказывался выполнять домашние обязанности; мать ругала его, но потом делала все сама. Если же Джерри начинал спорить с матерью, она злилась и просила мужа вмешаться.
Цепочка проблемных взаимодействий состоит из следующих элементов:
Мать интенсивно взаимодействует с сыном, причем их обоих тянет друг к другу и, одновременно, они испытывают фрустрацию от взаимного общения.
Сын не слушается матери.
Мать настаивает на том, чтобы сын выполнил работу по дому.
Мать обращается к отцу с просьбой заставить сына выполнить работу.
Отец пытается заставить сына выполнить работу.
Мать критикует отца за грубое и неумелое обращение с мальчиком.
Отец самоустраняется.
Мать и сын продолжают интенсивно взаимодействовать.
Описанная цепочка взаимодействий напоминает происходящее в классе. Учительница и мальчик активно противостоят друг другу. Когда учительница не может справиться с Джерри самостоятельно, она обращается за помощью к матери. Как только мать предпринимает попытку вмешаться, учительница возлагает на нее вину за поведение сына и грозит исключить Джерри из школы. Мать злится и самоустраняется, а учительница продолжает воевать с Джерри в одиночку.
Сохранению этого паттерна коммуникации способствуют разногласия родителей по поводу воспитания сына. Отец часто обвиняет мать в чрезмерной снисходительности, которая, в свою очередь, считает, что он слишком строг. Аналогичный стереотип имеет место и в школе: учительница винит мать в попустительстве, а мать полагает, что учительница чересчур строга с ребенком. Мать и учительница активно противостоят друг другу, в то время как сам Джерри, находясь между ними, довершает треугольник отношений. В данном случае имеет место кроссгенерационная коалиция матери с сыном, когда отец и учительница не имеют авторитета, а сама мать практически не дифференцирует сына от себя.
Родитель, рассматривающий ребенка как свое продолжение, не способен эффективно влиять на поведение ребенка. Таким образом, чрезмерная опека сына мешает Саре научить его соблюдать правила поведения и уважать авторитеты. Аналогичным образом, учительница может считать развязное поведение ребенка проявлением его компетентности, социальной или какой-либо еще, при этом возникают трудности с установлением границ между учителем и учеником. В отсутствие авторитетной фигуры дети часто не слушаются, балуются и не соблюдают правила поведения в школе.
Эти стереотипно повторяющиеся взаимодействия отражают иерархию отношений дома и в классе. Проблемное поведение ребенка свидетельствует об отсутствии в его окружении властных фигур и может рассматриваться, как попытка упорядочить структуру семьи. Дисфункциональность семьи проявляется, в частности, слитностью взаимодействия мать – ребенок, нашедшего отражение в диаде учительница – ребенок, а также исключением взаимодействия между ребенком и отцом.
Причиной разлада в семьи и возникновения проблем в школе послужило изменение графика работы отца, а также приход в класс новой, более строгой учительницы. Семья не смогла перестроиться и приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Мать взяла на себя все родительские обязанности, привлекая отца только в том случае, когда ребенок ее не слушался. Более того, при возникновении проблем в школе семья не смогла обеспечить адекватной поддержки ни ребенку, ни учительнице. Таким образом, школьные проблемы стали продолжением домашних.
Возникновение изменений в семейной системе должно сопровождаться установлением новых правил взаимодействия. В семье Томасов правила остались прежними, несмотря на то, что отец изменил график работы. Мать из лучших побуждений стала заниматься воспитанием сына самостоятельно, вместо того чтобы разделить ответственность с отцом по выходным дням и с учительницей в течение недели. В отсутствие отца ребенок продолжал жить по старым правилам.
Более того, не исключено, что требования учительницы к мальчику действительно были чрезмерны, поскольку от него ранее не требовалось соблюдение каких-либо правил ни дома, ни в школе. В классе мальчик выполнял роль козла отпущения, на котором учительница срывала свое недовольство конфликтным поведением матери.
Важно иметь в виду, что роли в семейной системе взаимообусловлены. Если кто-то ведет себя слишком снисходительно, другой должен быть строгим, и наоборот. В данном случае отец и учительница испытывали потребность быть строгими, поскольку мать была, с их точки зрения, чересчур много позволяла сыну. Аналогичным образом, мать считала, что должна быть более терпимой, поскольку отец и учительница обращались с мальчиком довольно строго.
Психотерапевт дал следующие рекомендации:
Джейк, Сара, учительница и Джерри должны регулярно посещать сессии, не реже одного раза в два месяца.
Во время сессий недопустимы критические замечания в адрес родителей или учительницы.
Три авторитетных лица (учительница, мать и отец) должны оказывать друг другу поддержку с тем, чтобы помочь ребенку.
Джерри ежедневно должен приносить домой специальный бланк, где проставляется оценка за выполнение домашней работы.
Джейку следует каждый вечер проверять правильность выполнения домашнего задания и подписывать бланк в том случае, если задание выполнено удовлетворительно.
Джейку следует по выходным помогать Джерри с особенно трудными заданиями.
По мере улучшения поведения Джерри в классе учительница будет предоставлять ему некоторую свободу.