Чуть-чуть о воспитании детей
Воспитываем с рождения
Ребенок рождается с темпераментом, а за первые три года получает характер. Воспитание детей начинается с рождения. Крохотные пищащие комочки, они уже в три месяца понимают, что можно доплакаться до того, что тебя возьмут на руки. Или, наоборот, плакать не стоит, все равно не возьмут. У него сложились уже первые черты характера. К трем годам родителям необходимо так разумно доказать свою любовь, чтобы малыш верил в нее, прощая и понимая неизбежные наказания. И в тоже время не стал маленьким царьком в семье.
Кошкино воспитание
Не надо быть семи пядей во лбу и цитировать известных психологов, чтобы понимать, что мы такая же часть природы, как и кошки, собаки, птицы и иже с ними. Что наше житие и бытие в первый год жизни почти не отличается от братьев наших меньших. А дальше отличается только тем, что мы умеем говорить и творить, а они нет.
Мама кошка никогда не читает своим котяткам моралей. Воспитывая детей-котят, она не сажает их перед собой и не рассказывает, что правильно, а что смертельно опасно. Не туда полез – за шкирку зубками и на место, к себе под бочок. Не на шутку разбесился – лапой к полу прижала, за ушко куснула. Малыш понимает через ощущения, что так делать нельзя, потому что будет больно, плохо.
Как бы родители не объясняли двухлетнему сорванцу, что утюг горячий и трогать его нельзя, любопытство пересилит. А не лучше ли оставить чуть горячий электроприбор для эксперимента без присмотра?! Вот малыш увидел «оплошность» родителей, подбежал, потянулся к запретному утюгу и … Заплакал! Он не обжегся, родители же не изверги. Но на всю жизнь запомнил, что:
- утюг может быть горячим. С ним надо быть осторожным;
- родителей надо слушаться, потому что они говорят правду;
- не все неизвестное надо трогать руками.
Хороший урок, не правда ли? Воспитывая дектей, можно использовать и такие приемы.
«Его пример – другим наука»
С рождения малыш, еще не понимая человеческую речь, старается повторять звуки, которые издают взрослые, жесты и поступки, которые те делают. Мы учим их своим примером.
Каким вырастит мальчик, которому папа читает лекцию о вреде курения, ежеминутно затягиваясь сигаретой? Что станет с девочкой, которую ругает мама за разбросанные игрушки, грозя грязным пальцем с черноземом под ногтями.
Волчица учит своих детенышей не словами, а примером охотиться и правильно вести себя в лесу. Так жить, чтобы выжить. Почему же человек надеется на волшебную силу слова?
Не кажется ли вам, что слово уже гораздо позднее не воспитывает, а исправляет огрехи прошлого бессловесного воспитания?