Проблемы в школе (II)

загрузка...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)— психологическая проблема, наиболее распространенная у детей; она выявлена у 3-5% детей школьного возраста,п реимущественно у мальчиков. Дети с такими нарушениями зачастую не способны сосредоточиваться на конкретной задаче в течение длительного времени, они гиперактивны и беспокойны, неорганизованны и импульсивны. Иногда такие дети плохо учатся в школе, у них медленно развиваются социальные навыки. В одних случаях неумение сосредоточиваться становится наиболее заметным симптомом, в других — бросается в глаза гиперактивность .

Симптомы СДВГ

Дети с СДВГ понимают, что от них требуется, но не всегда могут выполнить задачу, поскольку они импульсивны, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться. Зачастую они не способны внимательно слушать учителя и сидеть тихо.

У мальчиков СДВГ встречается в 3 раза чаще, чем у девочек, но причины этого явления остаются неясными.

Термин синдром дефицита внимания и гиперактивности был введен в 1994 г. Американской психиатрической ассоциацией. Различают 3 подтипа синдрома: Подтип дефицита внимания. Его симптомы.

Невнимательность к мелочам, бездумные ошибки во время работы в классе и в других видах деятельности.

Неумение надолго сосредоточиться на уроке или во время игры.

Неумение слушать.

Трудности при выполнении указаний.

Проблемы с организацией деятельности.

Стремление избежать задач, требующих умственных усилий.

Склонность терять игрушки, книги, тетради и пр.

Склонность легко отвлекаться.

Рассеянность при выполнении повседневных дел.

Гиперактивно-импульсивный подтип. Его симптомы.

Беспокойное поведение.

загрузка...

Непоседливость.

Излишнее стремление к беготне и лазанию.

Неумение играть молча.

Ощущение вечной занятости.

Болтливость.

Неумение ждать своей очереди, в том числе и в разговоре.

— Неугомонность и стремление перебивать собеседника.

Комбинированный подтип. В поведении ребенка сочетаются симптомы обоих подтипов, хотя гиперактивность может и не проявляться.

Предполагаемые причины СДВГ

СДВГ имеет биологические причины, которые еще предстоит установить. Хотя пока они не известны, в настоящее время ученые сосредоточили внимание на изучении возможной связи с генетическими и внешними факторами. Ряд исследований показал, что некоторые дети генетически предрасположены к СДВГ, причем синдром чаще наблюдается у детей из семей, где он был выявлен ранее. Другие исследования связывают СДВГ с курением и употреблением иных вредных веществ. На возникновение гиперактивности и импульсивности может повлиять стресс в домашней обстановке. Дети, которые пережили развод родителей, перее зд в др угой дом, смену школы или другие травмирующие события, часто демонстрируют более импульсивное поведение, выглядят беспокойными и рассеянными. Эти черты легко ошибочно истолковать как симптомы СДВГ, поэтому перед постановкой диагноза следует исключить эмоциональные факторы.

СДВГ и другие расстройства

Почти у половины детей с СДВГ наблюдается вызывающее поведение: упрямство, взрывной темперамент, конфликтность.

Резкая смена настроений вплоть до приступов депрессии тоже характерна для детей с СДВГ, которые чувствуют себя неполноценными , изолированными от общества, досадуют на свои неудачи в школе. Проявлений интереса, поддержки в социальной и учебной сфере может оказаться достаточно, чтобы помочь ребенку преодолеть депрессию.

Некоторые дети страдают от резких смен настроения, не связанных с СДВГ; эти проявления могут потребовать психотерапии или медикаментозного лечения.

У многих детей с СДВГ наблюдаются трудности в учебе, например с изучением иностранных языков, математики, с чтением и письмом (последние 2 жалобы особенно часты).

Лечение СДВГ

Медикаментозное. Наиболее часто применяются психостимулирующие препараты (метилфенидат , декстроамфетамин и пр.)

загрузка...

К сожалению, эти препараты действуют недолго, поэтому каждый день приходится принимать несколько доз. Недавно появились новые препараты для приема 1 раз в 12 часов. К побочным эффектам относятся потеря аппетита, раздражительность и бессонница. Поведенческая терапия. К ней относятся беседы с родителями и учителями, организация оптимальной обстановки для ребенка, четкие и точные объяснения и инструкции, похвалы за хорошее поведение.

Share