Проблемы в школе (II)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)— психологическая проблема, наиболее распространенная у детей; она выявлена у 3-5% детей школьного возраста,п реимущественно у мальчиков. Дети с такими нарушениями зачастую не способны сосредоточиваться на конкретной задаче в течение длительного времени, они гиперактивны и беспокойны, неорганизованны и импульсивны. Иногда такие дети плохо учатся в школе, у них медленно развиваются социальные навыки. В одних случаях неумение сосредоточиваться становится наиболее заметным симптомом, в других — бросается в глаза гиперактивность .
Симптомы СДВГ
Дети с СДВГ понимают, что от них требуется, но не всегда могут выполнить задачу, поскольку они импульсивны, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться. Зачастую они не способны внимательно слушать учителя и сидеть тихо.
У мальчиков СДВГ встречается в 3 раза чаще, чем у девочек, но причины этого явления остаются неясными.
Термин синдром дефицита внимания и гиперактивности был введен в 1994 г. Американской психиатрической ассоциацией. Различают 3 подтипа синдрома: Подтип дефицита внимания. Его симптомы.
Невнимательность к мелочам, бездумные ошибки во время работы в классе и в других видах деятельности.
Неумение надолго сосредоточиться на уроке или во время игры.
Неумение слушать.
Трудности при выполнении указаний.
Проблемы с организацией деятельности.
Стремление избежать задач, требующих умственных усилий.
Склонность терять игрушки, книги, тетради и пр.
Склонность легко отвлекаться.
Рассеянность при выполнении повседневных дел.
Гиперактивно-импульсивный подтип. Его симптомы.
Беспокойное поведение.
Непоседливость.
Излишнее стремление к беготне и лазанию.
Неумение играть молча.
Ощущение вечной занятости.
Болтливость.
Неумение ждать своей очереди, в том числе и в разговоре.
— Неугомонность и стремление перебивать собеседника.
Комбинированный подтип. В поведении ребенка сочетаются симптомы обоих подтипов, хотя гиперактивность может и не проявляться.
Предполагаемые причины СДВГ
СДВГ имеет биологические причины, которые еще предстоит установить. Хотя пока они не известны, в настоящее время ученые сосредоточили внимание на изучении возможной связи с генетическими и внешними факторами. Ряд исследований показал, что некоторые дети генетически предрасположены к СДВГ, причем синдром чаще наблюдается у детей из семей, где он был выявлен ранее. Другие исследования связывают СДВГ с курением и употреблением иных вредных веществ. На возникновение гиперактивности и импульсивности может повлиять стресс в домашней обстановке. Дети, которые пережили развод родителей, перее зд в др угой дом, смену школы или другие травмирующие события, часто демонстрируют более импульсивное поведение, выглядят беспокойными и рассеянными. Эти черты легко ошибочно истолковать как симптомы СДВГ, поэтому перед постановкой диагноза следует исключить эмоциональные факторы.
СДВГ и другие расстройства
Почти у половины детей с СДВГ наблюдается вызывающее поведение: упрямство, взрывной темперамент, конфликтность.
Резкая смена настроений вплоть до приступов депрессии тоже характерна для детей с СДВГ, которые чувствуют себя неполноценными , изолированными от общества, досадуют на свои неудачи в школе. Проявлений интереса, поддержки в социальной и учебной сфере может оказаться достаточно, чтобы помочь ребенку преодолеть депрессию.
Некоторые дети страдают от резких смен настроения, не связанных с СДВГ; эти проявления могут потребовать психотерапии или медикаментозного лечения.
У многих детей с СДВГ наблюдаются трудности в учебе, например с изучением иностранных языков, математики, с чтением и письмом (последние 2 жалобы особенно часты).
Лечение СДВГ
Медикаментозное. Наиболее часто применяются психостимулирующие препараты (метилфенидат , декстроамфетамин и пр.)
К сожалению, эти препараты действуют недолго, поэтому каждый день приходится принимать несколько доз. Недавно появились новые препараты для приема 1 раз в 12 часов. К побочным эффектам относятся потеря аппетита, раздражительность и бессонница. Поведенческая терапия. К ней относятся беседы с родителями и учителями, организация оптимальной обстановки для ребенка, четкие и точные объяснения и инструкции, похвалы за хорошее поведение.