• Без рубрики

Слепота

загрузка...

Слепота — нарушение, характеризующееся потерей зрения (или восприятия света), от нулевого до частичного (тем не менее являющегося основанием для инвалидности). В настоящее время в мире насчитывается 28-35 млн слепых людей, подавляющее большинство которых, почти 90%, живет в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии. В регионах с низким социально-экономическим уровнем развития и в сельской местности по сравнению со странами с развитой промышленностью риск слепоты в 10-40 раз выше.

Причины слепоты у детей

Наследственные заболевания: врожденные катаракты, ретиниты, дегенеративная миопия и пр.

Врожденные заболевания: атрофия зрительного нерва, потеря остроты зрения, краснуха во время беременности матери.

Нарушения, вызванные травмами, — избыток кислорода в кувезе, диабетическая ретинопатия , отслоение сетчатки и пр.

Изменения, вызванные опухолями, вирусами или токсинами, опухоли сетчатки, воспаления и дегенеративные поражения зрительного нерва и пр.

Развитие слепого ребенка

У слепых детей необходимо развивать осязание и слух, чтобы они имели возможность познавать окружающий мир. К примеру, с помощью слуха можно различать звуки и голоса, а также обнаруживать препятствия.

Образование ребенка должно помочь ему развиться и реализовать свой потенциал. В этом процессе родители играют решающую роль.

Родители должны предлагать ребенку изучать различные части своего тела.

Не следует останавливать ребенка или ограничивать его подвижность из опасения, что он поранится.

Необходимо развивать слух ребенка, чтобы он различал звуки и определял, откуда они исходят.

Необходимо стимулировать такие проявления, как улыбки, плач, гуление у ребенка, который еще не научился говорить.

Когда ребенок изучает окружающий мир, следует сообщать ему названия предметов.

Задача родителей — привлекать ребенка к участию в повседневных делах: например, предлагать ему самому держать бутылочку и соску, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, ходить в туалет и пр.

загрузка...

В первые недели слепой ребенок развивается так же, как зрячий, разница будет заметна только к четвертому месяцу. Для слепого ребенка родители существуют в виде звуков, которые они издают. В возрасте 7-9 месяцев слепой ребенок начинает искать знакомые предметы, в возрасте 9-12 месяцев знает, как найти предметы на том месте, на котором он их оставил. Двигательное развитие слепого ребенка обычно слегка отличается от развития зрячего: ползать и ходить он начинает позднее (в 12-13 месяцев и в 19 месяцев соответственно).

Рекомендации

Детское отделение Всемирного общества слепых рекомендует следующие меры по улучшению условий жизни слепых детей.

Раннее выявление слепоты и направление к специалистам, чтобы, по возможности, избежать слепоты в детстве.

Профилактика слепоты, устранение дефицита витамина А , онхоцеркоза , катаракт.

Всемирное общество слепых решительно осуждает попытки отговорить слепых женщин рожать детей или препятствовать рождению детей, которые могут оказаться слепыми.

Семьям, в которых есть слепые дети, должны быть предоставлены поддержка и помощь.

Необходимо распространять знания о влиянии слепоты на развитие ребенка.

Образование должно быть доступным и целостным, это относится к полной и частичной интеграции слепых детей в обычных школах, а также к созданию специальных школ для слепых детей.

Все дети должны иметь равный доступ к учебным материалам

Всех слепых детей следует обучать азбуке Брайля.

Детям с нарушениями зрения следуе ! предоставлять книги с шрифтом Брайля.

Особое внимание необходимо уделять детям с дополнительными заболеваниями.

Необходимо привлекать внимание к проблемам слепых в обществе в целом.

Шрифт Брайля

загрузка...

Слепой ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и иметь развитое осязание, чтобы пользоваться шрифтом Брайля. Он должен иметь представление о том, где верх и низ, право и лево, и т. п., а также понятие об основных геометрических фигурах и простых силуэтах. И разумеется, он должен знать азбуку Брайля. Шрифтом Брайля можно писать от руки или с помощью специальной пишущей машинки. При чтении книгу кладут горизонтально и водят пальцами по строчкам, слегка надавливая на рельефные символы. Читать можно одной или обеими руками.

Share