Характеристика умений и возможностей ребенка в возрасте 3-4 месяцев
В этот период v малыша увеличивается время бодрствования, до 4-5 часов в сутки. В этом возрасте ребенок, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть туловища, опираясь на согнутые руки, хорошо держит голову. Поэтому старайтесь чаше выкладывать малыша на живот. Это рекомендуется делать не только на пеленальном столе во время ежедневной гимнастики, но и на любой твердой поверхности. Вообще, чем больше свободного пространства вокруг себя ощущает ребенок, тем раньше у него возникает желание перемещаться, знакомиться с окружающим миром. Благодаря ежедневным повторениям движения рук и ног начинают совершенствоваться, становясь двигательными. Упираясь в пол и производя эти беспорядочные движения, ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо,влево.
В 4 месяца ребенок уже приподнимается на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть малыша была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого топайте ладошками ребенка по своим ладоням, по различным твердым поверхностям.
В этом возрасте малыш становится более общительным: начинает «гулить», часто улыбается. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает «комплексом оживления»: радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног. Такую реакцию обязательно поддерживайте частым общением с малышом.
В этом возрасте ребенка необходимо учить активно пользоваться как правой, так и левой рукой, поэтому лучше вкидывать ребенку игрушку последовательно в обе руки. Если вы заметили, что малыш предпочитает брать игрушку какой-то одной рукой, то постарайтесь обратить больше внимания на противоположную.
Подберите несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Погремушки обязательно должны иметь длинную округлую ручку. Игрушки с плоской пли граненой ручкой не рекомендуются, так как, захватывая их рукой, ребенок не противопоставляет большой палец, что в дальнейшем тормозит развитие моторики.
Сразу после рождения ребенок хватает предметы совершенно случайно. Главное при этом не то, что он может их держать, а то, что не может выпустить. Но со временем движения рук малыша становятся более целенаправленными. Он может выпустить предмет, причиняющий ему боль, взять привлекательную игрушку. К 3 месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук. а затем, к 4 месяцам, — и ног. Движения становятся свободными и более точными. Можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых, а затем переходить к более сложным.
Во втором комплексе даются пассивные упражнения для рук и ног ребенка, причем в начале их лучше делать с легким встряхиванием. Для тренировки мышц спины, живота, шеи и ног необходимо продолжать использовать врожденные рефлексы. Без опасения переворачивайте малыша в воздухе, тренируйте его вестибулярный аппарат. Занятия становятся продолжительнее. Те упражнения, которые вы не успели сделать, перенесите на друroe удобное для вас и малыша время.
Массаж становится более интенсивным: вводится новый прием — растирание, которое выполняют подушечками чуть согнутых пальцев, или применяют кольцевое растирание.
Массаж всех частей тела должен начинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка и хорошо расслабляет мышцы.
Занятия с малышом в возрасте 3-4 месяцев направлены на:
— укрепление мышц ног;
— выработку первых навыков в изменении положения тела;
— развитие моторики рук.
Этому способствуют:
— вкладывание в ручки удобных для захвата предметов;
— теплые ванны и плавание;
— частое общение с ребенком:
— более энергичный массаж:
— активные движения на базе врожденных рефлексов!
— пассивные упражнения с вибрацией.