Развитие речи ребенка от года до двух: первые слова
С началом самостоятельного перемещения (ползание, хождение) в разы увеличивается жизненный опыт ребенка, отражающейся в развитии речи. Первыми произнесенными словами или их частями малыш попытается обозначить ближайшее окружение. Если это — часть слова, то, как правило, это либо первый либо ударный слог или даже буква, либо звукоподражание ( собаке, кошке).
При чем одни малыши отдают предпочтение предметам (мама, папа и т.п.), другие — действиям (дай, ав-ав, му-му, ням-ням).
Далее дети пытаются одним доступным для них словом идентифицировать группу предметов или действий. Например, словом «ням-ням» обозначать все, что относится к питанию, начиная от продуктов и заканчивая процессом кормления. Необходимо понять и постоянно помнить, что обеспечить успешное развитие речи ребенка раннего возраста можно только постоянным общением со взрослыми. При этом взрослые не столько должны читать и рассказывать, сколько показывать, сопровождая показ объяснением предмета, привлекшего внимание малыша. К тому же в объяснениях следует ориентироваться на уже знакомые и освоенные малышом речевые конструкции.
Полезно рассматривать картинки как с новыми предметами, так и с изображением знакомых ситуаций. При этом необходимо постоянно говорить с малышом и не только предлагать ему повторить новое слово, но и самим неоднократно повторять его в различных речевых конструкциях. Такие занятия должны сопровождаться движениями, музыкальным или шумовым сопровождением, стимулирующими активное участие ребенка. Таким образом у ребенка устанавливается связь между предметом, его изображением и словом, определяющим предмет.
Родителям нужно запастись изобретательностью и терпением для многократного повторения подобных кратковременных занятий, цель которых постижение окружающей среды во всем ее многообразии.