Характеристика умений и возможностей ребенка в возрасте 9-12 месяцев
Ребенок очень быстро растет и развивается. В 9 месяцев он может самостоятельно садиться из вертикального положения, ползать на четвереньках, вставать, держась за опору.
Уберите все опасные вещи из комнаты и освободите достаточное пространство для ходьбы.
Если малыш начинает совершать первые шаги, обязательно помогите ему. Первое время он часто падает. Падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе.
Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалеку друг от друга так, чтобы ребенок мог переходить от одного к другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию. Пол должен быть ровным и не скользким.
До тех пор пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, обувь ему надевать не рекомендуется. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень важно для формирования стоп и профилактики плоскостопия.
Пусть малыш свободно перемещается, стимулируйте желание ребенка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из различных положений.
Игрушки должны быть различными по форме, цвету и на ощупь. Ребенку интересно все, что его окружает, — он трогает и ощупывает разные предметы. Все, что малыш делает руками — собирает или разбрасывает игрушки и прочее, — развивает его интеллект и творческие задатки.
В этот период ребенок еще не говорит, однако многое понимает. Каждое упражнение обязательно сопровождайте краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действий сочетайте с самими действиями, и после многократных повторений малыш запомнит название всех упражнений и в дальнейшем выполнит их по просьбе взрослого.
Некоторые уже знакомые упражнения следует выполнять из новых исходных положений: сидя или стоя. Это немного усложнит и разнообразит занятия.
Массаж следует проводить по прежнему плану, применяя все приемы.
Основной задачей занятий с 9-12-месячным ребенком является максимальное разнообразие движений и развитие его самостоятельности.